Отказался вдруг
Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп обвинил Россию в том, что она помогает КНДР обходить международные санкции. По мнению Трампа, Россия противодействует не только американским, но и китайским усилиям - "в то, чем нам помогает Китай, вклинивается Россия. Иными словами, Россия компенсирует то, что делает Китай".
На первый взгляд такое обвинение может показаться парадоксальным. Во время предвыборной кампании - да и после нее - Трамп не стеснялся в обвинениях по адресу Китая и уверял, что сможет обо всем договориться с Путиным. Именно Китай, как известно, является главным спонсором северокорейского режима. Россия играет в его жизнеобеспечении скорее вспомогательную роль. Почему же виноват оказался Путин, а не Си Цзиньпин?
Начнем с того, что обвинения Трампа могут быть самой обыкновенной правдой. В Пекине действительно могут быть обеспокоены растущей самостоятельностью Пхеньяна. Советские лидеры в прошлом тоже ненавидели отбивающиеся от рук социалистические страны больше, чем капиталистов, - вспомним проклятия в отношении Югославии, Албании, да и того же Китая. Так что готовность действовать в рамках международных санкций против КНДР выглядит вполне оправданной с точки зрения Пекина. Формально Китай не предпринимает никаких самостоятельных шагов, он просто вынужден следовать предписаниям международного сообщества. И "братской дружбе" ничто не угрожает, и давление нарастает.
Путин - совсем другое дело. Вассал моего вассала, как известно, не мой вассал. Почему бы не помочь северокорейскому безумцу, тем более что ему удается так хорошо щекотать нервы американцам? О том, что помощь может привести к реальному применению бомбы, войне на Корейском полуострове и даже к более серьезным последствиям, российский президент вряд ли задумывается. За последние годы мы могли убедиться в том, что, когда речь идет о противостоянии с Америкой, Путина вообще не интересуют последствия.
И все же раньше Трамп банально закрывал на это глаза. Он прощал Путину игнорирование Америки и в Украине, и в Сирии, и в самих Соединенных Штатах. А в ситуации с Северной Кореей не простил.
И в этом тоже есть логика. Противостояние с КНДР (в отличие от проблем в Украине и Сирии) - это не просто международный конфликт, а военная угроза непосредственно Америке. По крайней мере Ким Чен Ын угрожает непосредственно Соединенным Штатам. И это слышит весь мир. И это слышит Америка. И это слышит избиратель американского президента.
Это личная война Трампа. И в этой войне "друг Владимир", с которым он так рассчитывал договориться, оказался на другой стороне. Обидно. Но предсказуемо. И, кроме того, на данный момент выгодно для самого Трампа. Потому что его окружение обвиняют в связях с Россией, а не с Китаем. Чем дальше Трамп дистанцируется от Кремля, чем более серьезным будет его собственное противостояние с Путиным, тем меньше Трамп уязвим для этих обвинений. Трампу удобно противостояние с Кремлем. А вот Путину противостояние с Белым Домом крайне невыгодно. Для того чтобы обезопасить себя, он должен был бы демонстративно помогать американскому президенту в его конфронтации с Пхеньяном.
Но это не рецепт для Путина. Вера в собственное величие - плохой советчик. Она помогла Путину превратиться в главное пугало ХХІ века, только Ким Чен Ын конкурирует с ним в этой номинации. Но она же суживает поле для маневра до размеров щели. И убеждает практически каждого, что с российским правителем договориться просто невозможно.
Теперь это понял и Трамп.
Статьи по теме
Не валяй дурака с Америкой
Когда Путин напал на Украину, с ним общались как с подростком-второгодником, доказывающим свою силу в младших классах. Но теперь американцы будут обращаться с ним как с взрослым. Теперь ему придется понять, что означает настоящее американское раздражение. Вряд ли это то, чего он добивался.
Любопытные варвары
Людей, понимающих, как заблуждался президент Обама, все больше. Понимающих, что глобальная опасность в современном мире абсолютно не обязательно должна исходить от сильной инновационной экономики. Что такую опасность могут представлять и Иран, и Северная Корея, и Россия.
Наказание без отступления
Теперь, когда принят закон о санкциях, говорить о внутриполитической борьбе как-то неуместно. Кто с кем борется? В нижней палате за него проголосовало 419 человек против 3, в Сенате - 98 против 2. Это называется консенсус. Но МИД все равно говорит и о борьбе, и о русофобии.
Руководство на месте
Мог ли я надеяться, что пройдет не так уж много времени - и мое детство возвратится ко мне не глянцевыми картинками из журналов далекой счастливой Северной Кореи, а столь близкой российской реальностью. Что Владимир Владимирович Путин сможет руководить на месте всем - работая и за великого вождя, и за любимого руководителя, и за национального лидера.
Плата за страх
Доказательство того, что России надо бояться, удобно не только российскому президенту, но и целой армии западных экспертов, культивирующих образ великой страшной державы в глазах заказчиков. Эти эксперты по праву могут разделить с президентом России честь оказаться на обложке американского журнала.
Прореха на человечестве
Цивилизации остается лишь извлекать уроки из этого проклятого прошлого, которое все никак не кончится. Помнить о Ким Чен Ире, вступая в переговоры с Ираном и точно зная, как будут использовать свой "мирный атом" бешеные муллы. Проявлять предельную жесткость, не позволяя очередному сумасшедшему обзавестись этой смертоносной игрушкой - ядерным оружием. Пока нищий сифилитик не дернул человечество за рукав.
Ынакомыслящий
Между тем человечество уже теряет остатки терпения, а в Америке, приближенное к Трампу начальство прямо говорит о том, что дипломатические игры кончаются и слово вот-вот предоставят товарищу маузеру. То есть главе Пентагона генералу Мэттису, который и позаботится о перевоспитании малолетнего вождя.
Пошли все к чертам
Это и есть основная красная черта, внутри которой мы время от времени наблюдаем множество мелких красных линий. Химическая атака на Хан-Шейхун, молниеносный ответ Трампа, заметно потрясенный Путин и "красная линия", сочиненная в рамках судорожного креатива, - это самый свежий пример.