статья Дворцовая тайна

Виталий Портников, 10.01.2014
Виталий Портников. Courtesy photo

Виталий Портников. Courtesy photo

За несколько дней до избиения украинской журналистки Татьяны Черновол я встретил ее в Доме профсоюзов на киевском Майдане Независимости. Таня изучала огромную карту, напомнившую мне план какого-нибудь Ватикана или Монако – только побольше. На мой недоуменный вопрос Татьяна ответила, что это никакое не государство, а новая резиденция Виктора Януковича. Но очень просила раньше времени ничего никому не рассказывать, потому что готовит публикацию об этом новом шикарном замке украинского президента, который по масштабам и размаху должен превзойти пресловутое Межигорье.

Теперь, когда сама Татьяна рассказывает об этой резиденции, я уже могу сказать, что очень боялся за нее после того, как увидел этот план и понял, как много в украинской власти найдется мерзавцев, которые захотят выслужиться перед "папой" и хотя бы оттянуть – если вообще не предотвратить – эту публикацию. Поэтому когда Татьяна называет свое избиение покушением на убийство, я хорошо ее понимаю. Потому что это было не просто покушение на убийство журналистки. Это было покушение на уничтожение социально значимой информации.

Вдумайтесь сами. Президент фактически обанкротившейся, нищей страны, чей бюджет сегодня наполнен исключительно российским вспомоществованием, в один из самых непростых для украинской экономики моментов строит себе новую роскошную дачку – и это при том, что первая резиденция Януковича в Межигорье давно уже стала притчей во языцех и одной из главных тем общественных претензий не только к президенту, но и к его окружению в целом. После победы Виктора Януковича на президентских выборах, когда вопрос о Межигорье вставал вновь и вновь, некоторые его соратники уверяли, что вскоре глава государства оставит роскошные пенаты и переедет куда-нибудь в центр Киева, чтобы не создавать многочасовых заторов на дорогах столицы.

Но Янукович решил совершенно иначе: для него уничтожили парковую зону в центре Киева построили там вертолетную площадку – и Межигорье действительно стало новым Монако, куда, как известно, тоже летают вертолеты. Впрочем, как видим, этого главе государства оказалось мало. Потому что Украина для него – это прежде всего территория для бесконечной приватизации, вложений в недвижимость, охотничьи угодья. Украина для Януковича – это даже не государство никакое, а место, где он благоденствует, охотится, летает на вертолете. И все, что нужно для счастья, – это изыскать ресурсы для дальнейшего продолжения банкета – и лучше, чтобы расходование этих ресурсов не мог проверить никто и никогда. Потому-то российские деньги оказались куда интереснее европейских – в конце концов, тот, кто одолжил их Януковичу, живет по таким же правилам и хорошо понимает: Межигорье важнее Украины ровно настолько, насколько Красная Поляна важнее России.

Если иметь в виду эту систему ценностей, понятно, что в строительстве нового поместья в дни экономического краха сам Виктор Янукович не видит ничего аморального: собственно, а какое отношение имеют проблемы холопов к забавам барина? И уж точно холопы не имеют никакого права судить-рядить о барских новостройках и составлять их планы: именно поэтому каждый такой план оказывается приговором и позволяет строителям светлого будущего перейти все границы человечности и избивать беззащитную женщину с яростью средневековых опричников. Зато граница, через которую нельзя переходить украинским журналистам, в очередной раз очерчена: это граница мира, в котором живет Янукович.

Виталий Портников, 10.01.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме