Изгнан за правду
40 лет назад, 13 февраля 1974 года, был лишен советского гражданства и выслан из страны Александр Солженицын. В указе Президиума Верховного Совета СССР объяснялось: "за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик".
К тому времени Александр Солженицын стал им костью в горле. Его не удавалось ни запугать, ни задобрить, ни подкупить, ни спровадить за границу, ни сторговаться печатанием "Ракового корпуса" за отмену публикации за рубежом "Архипелага ГУЛАГа". Советская власть исчерпала свой арсенал мирных средств и решала, что делать с лауреатом Нобелевской премии по литературе с минимальным для себя ущербом.
7 января 1974 года в Политбюро ЦК КПСС состоялось по этому поводу заседание. Председательствовал генсек Л.И. Брежнев. Члены Политбюро высказывали свои мнения, а в конце постановили:
"За злостную антисоветскую деятельность, выразившуюся в передаче в зарубежные издательства и информационные агентства рукописей книг, писем, интервью, содержащих клевету на советский строй, Советский Союз, Коммунистическую партию Советского Союза и их внешнюю и внутреннюю политику, оскверняющих светлую память В.И. Ленина и других деятелей КПСС и Советского государства, жертв Великой Отечественной войны и немецко-фашистской оккупации, оправдывающих действия как внутренних, так и зарубежных контрреволюционных и враждебных советскому строю элементов и групп, а также за грубое нарушение правил печатания своих литературных произведений в зарубежных издательствах, установленных Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве, Солженицына А.И. привлечь к судебной ответственности".
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Устроить судебный процесс так быстро и провести его так убедительно, как того хотели члены Политбюро, не получалось. К тому же готовилось Общеевропейское совещание, которое в свое время инициировал СССР, и арест Солженицына мог поставить под угрозу это советское начинание. Решили все-таки выслать.
12 февраля Александр Исаевич был арестован, доставлен в Лефортовскую тюрьму КГБ и обвинен в измене Родине. Там же ему зачитали указ о лишении советского гражданства. 13 февраля он был выслан на самолете из СССР в ФРГ.
Уже на следующий день начальник Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР издал приказ "Об изъятии из библиотек и книготорговой сети произведений Солженицына А.И.". Советская власть хотела стереть имя Солженицына из отечественной истории. Мелкие и глупые люди! Уже давно рухнула коммунистическая власть и имени того начальника вообще никто не помнит, а произведения Солженицына читают, по ним ставят фильмы, их изучают в школе.
Солженицыну крепко доставалось в жизни и от врагов, и от друзей. Его пытались сгноить в сталинских лагерях, но он выжил, чтобы написать о них правду. Его приняли в Союз писателей и пытались за льготы купить лояльность, но он отказался от подачек, дорожа своей свободой. Потом советская писательская шушера по команде ЦК бросилась облаивать Солженицына, но эта грязь его не задела. Он был властителем дум и рупором диссидентского движения, хотя не стремился ни к тому, ни к другому. В нем видели политического лидера, а он оставался писателем – со своими главными задачами в жизни, своим видением будущего России, своим пониманием правильного для России пути.
Некоторые из именитых диссидентов обиделись на него за то, что он не разделяет общепринятых взглядов на демократию, а еще больше за то, что он не считал главной ценностью прав человека свободу эмиграции. Он всегда хотел оставаться в России, потому его и выдворили из страны. Ему нанесли удар в самое больное место. Его наказали тем, о чем так страстно мечтали некоторые диссиденты и многие критики советского режима, – изгнанием.
Потом многие эмигранты третьей волны, жалуясь на репрессивную советскую власть, утверждали, что их из СССР "выгнали", "выпроводили", "выжали", "выдавили", "вынудили уехать". Все это вранье и лукавство. По-настоящему выслали из СССР только Солженицына, а позже Владимира Буковского и еще пятерых политзаключенных – Александра Гинзбурга, Эдуарда Кузнецова, Марка Дымшица, Валентина Мороза и Георгия Винса. Все остальные уезжали добровольно, а те, кого по этому поводу тревожила совесть, обставляли свой отъезд той мерой лукавства и фантазии, на которую были способны. Понятно, что диссидентская эмиграция относилась к Солженицыну неприязненно.
Александр Исаевич всю жизнь искал писательского уединения, но обстоятельства общественной жизни все время вынуждали его занимать политическую позицию и выступать общественным деятелем. Живя в СССР, он не уклонялся от этого, понимая, что его голос звучит громче остальных и ему дано быть услышанным. Очутившись в изгнании, он посвятил свое время писательству, за что был обвинен многими советскими эмигрантами в отступничестве. Но забыли они о том, что, перестав каждодневно выступать по политическим поводам, Солженицын оставался организатором и руководителем одного из самых успешных диссидентских начинаний – Русского общественного фонда помощи политзаключенным. Тысячи людей в нашей стране благодарны за это Солженицыну и распорядителям фонда, почти поголовно потом посаженным. Без этого фонда демократическое движение в СССР выглядело бы совсем иначе.
Многие полемизировали с Солженицыным и продолжают спорить с его идеями. Это нормально. Ненормально, когда за недостатком аргументов оппонент пользуется дубиной или наручниками. Как это сделала советская власть ровно 40 лет назад с Солженицыным. К счастью Солженицын оказался сильнее советской власти.
Справка
ИЗ РАБОЧЕЙ ЗАПИСИ ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС
Совершенно секретно
Экземпляр единственный. Рабочая запись
Председательствовал тов. БРЕЖНЕВ Л.И.
Присутствовали т.т. Андропов Ю.В., Гришин В.В., Громыко А. А., Кириленко А. П., Косыгин А. Н., Подгорный Н. В., Полянский Д. С., Суслов М. А., Шелепин А. Н., Демичев П. Н., Соломенцев М. С., Устинов Д. ф. Капитонов И. В., Катушев К. Ф.
Отрывки из выступлений
ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ, генсек ЦК КПСС:
"Во Франции и США, по сообщениям наших представительств за рубежом и иностранной печати, выходит новое сочинение Солженицына - "Архипелаг ГУЛаг". Мне говорил тов. Суслов, что Секретариат принял решение о развертывании в нашей печати работы по разоблачению писаний Солженицына и буржуазной пропаганды в связи с выходом этой книги. Пока что этой книги еще никто не читал, но содержание ее уже известно. Это грубый антисоветский пасквиль. Нам нужно в связи с этим сегодня посоветоваться, как нам поступить дальше. По нашим законам мы имеем все основания посадить Солженицына в тюрьму, ибо он посягнул на самое святое — на Ленина, на наш советский строй, на Советскую власть, на все, что дорого нам".
ЮРИЙ АНДРОПОВ, председатель КГБ при СМ CCCР:
"Когда ему предложили поехать за границу за получением Нобелевской премии, то он поставил вопрос о гарантиях возвращения его в Советский Союз. Я, товарищи, с 1965 года ставлю вопрос о Солженицыне. Сейчас он в своей враждебной деятельности поднялся на новый этап. Он пытается создать внутри Советского Союза организацию, сколачивает ее из бывших заключенных. Он выступает против Ленина, против Октябрьской революции, против социалистического строя. Его сочинение "Архипелаг ГУЛаг" не является художественным произведением, а является политическим документом. Это опасно. У нас в стране находятся десятки тысяч власовцев, оуновцев и других враждебных элементов. В общем, сотни и тысячи людей, среди которых Солженицын будет находить поддержку. Сейчас все смотрят на то, как мы поступим с Солженицыным, применим ли мы к нему санкции или оставим его в покое".
МИХАИЛ СУСЛОВ, секретарь ЦК: "Солженицын обнаглел, оплевывает советский строй, Коммунистическую партию, он замахнулся на святая святых — на Ленина".
МИХАИЛ СОЛОМЕНЦЕВ, председатель Совета Министров РСФСР: "Солженицын — матерый враг Советского Союза. Если бы не внешнеполитические акции, которые осуществляет сейчас Советский Союз, то можно было бы, конечно, вопрос решать без промедления. Но как то или иное решение отразится на наших внешнеполитических акциях?".
НИКОЛАЙ ПОДГОРНЫЙ, председатель Президиума Верховного Совета СССР: "Я бы хотел поставить вопрос этот таким образом: какую административную меру принять в отношении Солженицына: или его судить по советским законам внутри страны и заставить его отбывать наказание у нас, или, как предлагает тов. Андропов, выдворить его из страны. То, что Солженицын враг, наглый, ярый, и что он ведет за собой отщепенцев, — это бесспорно. То, что он делает все это безнаказанно, это тоже для нас всех ясно. Давайте посмотрим, что будет более выгодно для нас, какая мера: суд или высылка".
АЛЕКСЕЙ КОСЫГИН, председатель Совета Министров СССР: "Несколько лет Солженицын пытается хозяйничать в умах нашего народа. Мы его как-то боимся трогать, а между тем все наши действия в отношении Солженицына народ приветствовал бы. Если говорить об общественном мнении, которое создастся за рубежом, то нам надо рассуждать так: где будет меньше вреда — или мы его разоблачим, осудим и посадим, или мы будем ждать еще несколько месяцев, потом выселим в другую страну. Я думаю, что для нас будет меньше издержки, если мы поступим сейчас в отношении его решительно и осудим по советским законам".
Статьи по теме
Явление Солженицына
И вот прошло полвека. Срок не только для человеческой жизни, но и для истории немалый. Много чего произошло в нашей жизни за эти пятьдесят лет. Солженицын менялся (а может быть, не менялся, а открывался, переставал таиться, становился все откровеннее?), и менялось мое отношение к нему.
Памяти Солженицына
А что же остается тем, кто не согласен с путинской стабилизацией, тем, кто в отличие от Александра Исаевича видит в ней почву для нового масштабного кризиса? Что осталось в наследство от Солженицына тому меньшинству, которое, узнав горькую правду о своей истории, отказывается поддерживать действия российских властей?
Не стоит страна без праведника
Мы вышли не из гоголевской шинели, а из солженицынского застиранного ватника с номерами. Солженицынское творчество стало нашими евангелиями. Мне было 17 лет, когда я прочитала "Один день". Именно тогда я решила, что этому строю и этому Союзу не жить и что я положу на эту задачу свою жизнь.
Солженицын как религиозный тип
Все творчество Солженицына есть запоздалая рецепция энциклопедизма и просветительства. Его жанр - своеобразный аналог "Энциклопедии": тома "Архипелага" и "Красного колеса" суть описание грандиозного проекта устройства мира. В этом отношении православие Солженицына ничуть не отличается от атеизма Вольтера.
Один век Александра Исаевича
Он прожил долгую и в общем-то счастливую жизнь. Он строил свою жизнь, жизнь борца и пророка, с давних лет осознавшего свою миссию, в жанре жития. И у него это получилось, каковыми, мягко говоря, небесспорными ни были бы многие из его трудов и откровений.
Критерий Спиридона
И вот история России в очередной раз играет с Александром Исаевичем такую штуку, что снова его сочинение становится проверкой России, прямо сказать, на вшивость.
Зэки на телеканале
Российское телевидение показало экранизацию солженицынского романа "В круге первом". Перенесясь в декабрь 1949 года, зрители увидели Сталина и Абакумова, узников "шарашки" и их жен, героев и стукачей... Насколько убедителен фильм художественно и исторически?
Ликуй, Исаич
Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось 85 лет. Огромны заслуги этого человека перед нашей страной, да и всем миром: его вклад в крушение коммунизма невозможно переоценить. Судьба, заставившая писателя и борца пройти через тяжкие испытания, уготовала ему на старости лет славу, покой и даже симпатию государственной власти. Возможно, о такой награде Солженицын мечтал уже давно. А все-таки жаль...
Глыбализация против глобализации
Тридцать лет назад, в середине ноября 1974 года, в Париже был опубликован тамиздатовский сборник статей под названием "Из-под глыб". Авторы этого манифеста во главе с Александром Солженицыным обрушивались с критикой в равной мере на советское и западное общество, в своем роде предвосхищая современный антиглобализм. И это не единственная причина, по которой "Из-под глыб" и сейчас представляет собой актуальное чтение.
Еще одна книга Александра Исаевича
Спустя сорок лет после своего эпохального литературно-общественного дебюта - "Одного дня Ивана Денисовича" - Александр Солженицын опубликовал вторую часть книги под названием "Двести лет вместе". Здесь наконец полностью высказаны взгляды выдающегося русского писателя на "еврейский вопрос". Эти взгляды не назовешь откровенно антисемитскими: между Солженицыным и Шафаревичем есть существенная разница. Однако Александр Исаевич делает российским евреям такое предложение, от которого они могут и должны отказаться.
В круге первом антисемитизма
Конечно, Солженицын признает, что в решении еврейской проблемы, как и многих других, еще более существенных, российская власть оказалась, мягко говоря, не на высоте. Но для него, видимо, не подлежит сомнению, что проблема была и устраниться от ее решения государство никак не могло. И ему не приходит в голову простой вопрос: а может, проблемы-то и не было? Может, государство с самого начала пошло по ложному пути?