статья Уцененная оценка

Александр Подрабинек, 16.07.2013
Александр Подрабинек. Courtesy photo

Александр Подрабинек. Courtesy photo

А вы бы дали Нобелевскую премию мира Эдварду Сноудену? Достоин он этой премии или нет? Все обсуждают самый острый вопрос современности и с удовольствием ощущают себя чуть-чуть норвежским Нобелевским комитетом. Серьезность обсуждений зашкаливает. Самое время для холодного душа.

Если бы научные Нобелевские премии присуждались так же, как премия мира, все уже давно валялись бы от хохота. Премию по физике получил бы русский изобретатель фильтров Виктор Петрик, а премию по физиологии и медицине – целитель заряженной водой Алан Чумак. Премия по экономике наверняка досталась бы Леониду Ильичу Брежневу, открывшему, что экономика должна быть экономной.

Слава богу, с научными премиями все в порядке. Другое дело – премия мира. Апофеозом абсурда стало присуждение в 1994 году Нобелевской премии мира одному из лидеров палестинских террористов Ясиру Арафату. Он разделил эту премию с израильскими политиками Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом за "усилия по достижению мира на Ближнем Востоке". Премия мира Арафату – это как серийному убийце орден за то, что, убив пятьдесят человек, он остановился и пообещал больше не убивать.

Примерно таким же образом в 1973 году получил премию мира видный вьетнамский коммунист Ле Дык Тхо. Он поделил эту премию с госсекретарем США Генри Киссинджером за Парижские соглашения, которые остановили войну и открыли путь к установлению в странах Индокитая тоталитарных коммунистических режимов. После ухода из Индокитая американских войск только в одной Камбодже за четыре года коммунистическим режимом Пол Пота было уничтожено, по разным источникам, 3-4 миллиона человек. Такова была цена "мира" в Индокитае.

Доставалась Нобелевская премия мира и диктаторам умеренной кровожадности. В 1978 году ее получил президент Египта Анвар Садат, 11 лет державший Египет в ежовых рукавицах, как, впрочем, и его предшественники, и его преемники.

В 1990 году Нобелевскую премию мира получил генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев, аккурат в тот год, когда советская армия по его приказу подавляла гражданские выступления в Душанбе и Баку. И ровно накануне того года, когда все та же советская армия по его же приказу устроила кровопролитие в Вильнюсе и Риге. Меж двух глотков крови Горбачев успел обзавестись Нобелевской премией мира.

Было бы несправедливо не упомянуть о приличных лауреатах премии. Они, конечно, были. В 1964 году – Мартин Лютер Кинг, в 1975-м – Андрей Дмитриевич Сахаров, в 1979-м – мать Тереза, в 1983-м – Лех Валенса, в 1991-м – Аун Сан Су Чжи, в 2010-м – Лю Сяобо.

Можно сказать даже, что приличных лауреатов было больше чем откровенно неприличных, а большая часть остальных – политики, дипломаты, международные организации, статусные правозащитники и важные люди в заслуженной отставке. Отсутствие ясных критериев и политическая ангажированность привели к очевидной девальвации Нобелевской премии мира. Ложка дегтя может испортить бочку меда.

Уже совсем как насмешка над статусом премии мира выглядело ее присуждение в 2009 году недавно избранному президенту США Бараку Обаме. Вообще непонятно за что. Вроде никого не убивал, как Арафат, никого не спасал, как мать Тереза; разве что победил на президентских выборах Джона Маккейна?

Когда-то статус нобелевского лауреата еще защищал борцов с диктатурой, по крайней мере в коммунистических странах. По мере девальвации премии с ней считаются все меньше и меньше. У получившей в 2003 году Нобелевскую премию мира иранской правозащитницы Ширин Эбади власти Ирана попросту конфисковали медаль и нобелевский диплом. Получивший в 2010 году премию мира китайский диссидент Лю Сяобо по-прежнему находится в тюрьме. Он отбывает 11-летний срок заключения за свою правозащитную деятельность. Никто не собирается его освобождать, а раздача Нобелевских премий мира идет своим чередом.

Возможно, печальная участь Нобелевской премии была предрешена еще при ее учреждении. В 1888 году крупнейший оружейный промышленник и изобретатель динамита Альфред Нобель прочитал во французской газете свой собственный некролог под названием "Торговец смертью мертв". Это была досадная ошибка репортеров. Говорят, этот журналистский ляп заставил Альфреда Нобеля задуматься о том, каким он останется в памяти потомков. Он изменил свое завещание и учредил премии. Все бы ничего, но премия мира, вырученная с изобретения и торговли динамитом... Она была обречена.

Эдварду Сноудену, а заодно и всем нам не стоит переживать по поводу Нобелевской премии. Кроме миллиона долларов и золотой побрякушки она ничего не стоит, ни от чего не защищает и ничего не сулит.

Александр Подрабинек, 16.07.2013


в блоге Блоги