статья Автор-ответчик

Илья Мильштейн, 19.11.2014
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Александр Проханов обжалует решение Савеловского суда, и он прав. Прав как гражданин. Прав как художник, которого еще при жизни называют великим. Прав как ответчик, в конце концов.

Дело в том, что Александра Андреевича, великого гражданина, писателя и ответчика, нельзя судить по обычным человеческим законам. В частности, по той статье, что карает за оскорбление чести и достоинства. А только по законам, им самим над собою признанным: эта классическая цитата применительно к творчеству Проханова звучит особенно уместно. Все прочее - беззаконие и произвол, которые судебная власть чинит над свободным художником. И это легко доказать, основываясь исключительно на его текстах.

Ибо он сочинитель с ног до головы, во всех своих проявлениях, не только в прозе. Но и в журналистике, с которой начинал и до сих пор не оставил этого занятия. Проханов не пишет - он поет, подобно птичке; не зря же его в былые времена прозвали соловьем Генштаба. А соловьиная трель так устроена, что смысла в ней искать не надо. Издавая звуки (или газету), певец менее всего заботится о содержании; его влечет сама эта удивительная способность голосить, бряцать и петюкать.

Художник по натуре, он не только в прозе изобретает свой мир, населяя его выдуманными, но оттого еще более яркими, чем в жизни, персонажами. В любом ток-шоу, едва Александр Андреевич открывает рот и заводит речь, мы прямо физически ощущаем присутствие иных миров, которые только для камуфляжа носят известные нам имена и названия. На самом деле все эти "россии", "америки", "европы" и "украины", "евреи" и "русские", "путины" и "обамы" созданы мощным воображением писателя, не имея ничего общего с привычными нам реальными странами, нациями и людьми. Герои и злодеи, патриоты и фашисты, а также географические названия - все это вымышлено мастером, сочинено ради красоты слога и звука.

Это в чистом виде искусство ради искусства.

Вы только вслушайтесь: черная сперма фашизма пролилась на Киев - матерь городов русских. Или вот, про Обаму, чья речь о России была заявлением магистра и жреца, стоящего у подножия таинственного Бога с копытами кенийского козла и золотыми рогами тельца. Или о самой России, которая напоминает птицу, готовую взлететь со своей ветки, готовую начать долгожданное развитие: слышите райское пение развитого соловья? Ну или про Макаревича, который поехал на Украину и в расположении украинских войск в Славянске, среди дымящихся руин, на которых еще не выветрилась кровь ополченцев - защитников этого славного города, дал концерт. Он пел, а "Правый сектор", наслушавшись Макаревича, пошел резать горло "кацапам". Последние цитаты - из той самой статьи, за которую бедный художник, если его не пожалеют в вышестоящей судебной инстанции, должен будет выплатить истцу 500 тысяч рублей. А за что, спрашивается?

Всякому же непредубежденному читателю ясно, что никакого Обамы, а также черной спермы, кенийского козла или развивающейся в полете птахи в природе не существует. Равно и "макаревич" со всеми присущими ему "фашистами", и "славянск", где он якобы концертировал перед головорезами, - все это только музыка, пусть и нечеловеческая, которая к реальной жизни никакого отношения не имеет. Прихотливый набор звуков и букв, из которых неожиданно складывается относительно связный текст, и слова звучат как настоящие, и песня льется.

Кстати, в той же статье, как бы посвященной певцу Макаревичу, автор жалеет о том, что среди новоросских "баталий нет нашего русского Верещагина, который двигался бы вместе с батальонами по пылающим городам Донбасса и запечатлел на своих холстах великие лица и деяния наших современников". Опять-таки реальный Василий Верещагин, художник, всей душой ненавидевший войну, будь он жив, тоже мог бы вчинить Проханову иск - за клевету. Однако мог бы и не вчинить, осознав, что соловей Генштаба поет и врет как дышит, что птичка божия имеет право по-своему оценивать "Апофеоз войны" и вообще быть круглым невеждой.

Собственно, вся наша пропагандистская машина, наподобие музыкального автомата, выдает подобные творения каждый день, но в исполнении Александра Андреевича, соловья старого, пожившего, они достигают совершенства. Поэтому в центральной газете его публикуют обильно и владелец "Известий", воспользовавшись случаем, не извиняться перед Макаревичем спешит, но вновь заклеймить Макаревича и горячо вступиться за колумниста. И это справедливо, поскольку Проханов всей своей жизнью заслужил похвалы от Арама Габрелянова. Можно сказать, они нашли друг друга, и в той параллельной реальности, где "Известия" являются газетой, наш певец во стане новоросских воинов почитается как "великий писатель".

Жаль только, что еще не все суды туда переехали, в тот небывалый мир, где черная-пречерная сперма пролилась на ненавидимый публицистом город и слышны мерзкие звуки "Машины Времени", вдохновляющей карателей на пытки. Большинство уже переехало, но не все. Вот Савеловский районный суд пока остается с нами, в нашей скучной реальности, и судит художника за базар, то есть по обычным законам, а не так, как завещал классик. Поэтому Макаревич празднует победу, и в его лице, по словам Проханова, в суде российском торжествуют Коломойский, Порошенко, Обама, санкции... Не спорьте, художнику виднее. Но он, приговоренный, готов и дальше судиться, и песни прежние петь, и пострадать за правду, от которой не отречется ни за какие деньги. Завидная доля, счастливая судьба.

Илья Мильштейн, 19.11.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме