Рокировка с жертвой фигуры
Посреди радостных официальных кликов, сопровождавших сильную рокировочку в тандеме, эта новость прозвучала диссонансом. Тревожный эффект усиливало еще то обстоятельство, что пришла она из американской столицы. Именно оттуда, находясь в деловой командировке, вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин кратко и неприязненно откликнулся на известные сообщения из Москвы.
Он пригрозил отставкой.
Алексей Леонидович заявил, что не видит себя в новом правительстве - вне зависимости от того, позовут его туда или нет. Насколько можно понять, он не хочет работать под руководством Дмитрия Медведева. Кроме того, давний соратник Путина категорически не согласен с целым рядом решений, связанных с бюджетной политикой государства. Он против огромных, в размере 20 триллионов рублей, расходов на армию, а также популистских тенденций в социальной области.
Вообще из Вашингтона редко приходят хорошие для России новости, реже только из Москвы, но эта какая-то особенно скверная и неожиданная. Дело в том, что либерал Кудрин принадлежит к тому вымирающему ныне типу политика, которого не стыдно показывать на Западе. У некоторых западных партнеров Алексей Леонидович, подобно Анатолию Борисовичу, вызывает ностальгические воспоминания о временах давно сгинувших и глухие надежды на светлое российское демократическое завтра. Сам по себе, без видимой связи с действительностью, Кудрин воплощает в себе эти воспоминания и надежды. Соединяет, грубо говоря, прошлое с будущим, призывая забыть о тягостном настоящем.
Оттого демарш вице-премьера и его возможная отставка может привести к последствиям для России печальным. Особенно на фоне очередного витка глобального экономического кризиса. Собственно, эксперты уже говорят, что уход Кудрина почти неизбежно приведет к оттоку капитала из страны. Короче говоря, для государства, которое не слишком избаловано вниманием инвесторов, отставка вице-премьера может обернуться катастрофой.
Почему же он собирается уйти? Причины, названные самим вице-премьером, вроде не представляются слишком серьезными. К тому же у Кудрина всегда было особое положение в правительстве - он не раз позволял себе довольно резко критиковать бюджетную политику Кремля и не скрывал презрения к "Единой России". Не исключено, что в такие моменты он тоже угрожал отставкой, но не делал этого публично. Тем более находясь на Западе, на встрече "восьмерки", как сейчас.
Тогда шантаж? Алексей Леонидович обижен тем, что Путин пообещал назначить премьером Медведева, а Кудрин сам метил на этот пост? Это не исключено, человеческий фактор в политике нередко играет существенную роль, недооценивать его не следует. Однако вице-премьер слишком давно живет и трудится в нашей Византии, чтобы не понимать бессмысленность и даже политическую обреченность подобных жестов. Незаменимых у нас нет, эта формула распространяется и на премьеров, и на вице-премьеров, и на олигархов, и на спикеров. Если же он никого не шантажирует, а действительно решил уйти, то Кудрин действует самым эффективным образом.
Осталось лишь понять, почему вице-премьеру осточертела его работа.
Во-первых, не исключено, что Алексей Леонидович, человек по натуре невеселый, чрезвычайно мрачно оценивает перспективы российской экономики. В связи с кризисом и падением бирж и рубля, конечно, но не только. Возвращение Путина, да еще в тандеме с Медведевым, что и в Америке, и в Европе воспринимается со спокойной безнадежностью, означает, что с инвестициями действительно возникнут проблемы - уйдет Кудрин или нет. Путинскую Россию будут по возможности игнорировать, а в изоляцию нацлидер загонит себя сам - таковы его, деликатно выражаясь, взгляды.
А во-вторых, Кудрин в самом деле не желает даже формально работать в подчинении у Медведева. Он мог служить в правительстве при президенте-местоблюстителе, решая все локальные вопросы напрямую со старым знакомым Володей. Теперь же, когда Путин взмывает в президентское кресло, Кудрину придется многие из этих вопросов решать с Медведевым. А это тем более унизительно, что Алексей Леонидович вместе со всей страной имел случай убедиться в человеческой ничтожности Дмитрия Анатольевича.
Кроме того, триллионы для армии и обещание гражданам простить их налоговые прегрешения - это ведь личные предвыборные обещания Путина, который раньше хотя бы в экономических делах не проявлял явных признаков вредительства. Это плата за его возвращение, за голоса граждан в марте 2012-го и дисциплинированность генералов в том случае, если граждане не купятся либо экономика пойдет вразнос раньше чем запланировано. Вероятно, участвовать в этом советском цирке Кудрин не хочет и заранее оповещает друзей по тандему о своем несогласии.
Статьи по теме
Пуще Брежнева
В тандеме - смена кресел. Этой новости аплодируют только самые одиозные поклонники Путина, в остальных комментариях - уныние и тревога. Жалкая роль Медведева и конец последних иллюзий, всплеск "чемоданных настроений", неизбежность кризиса - об этом говорят уже не только радикальные оппозиционеры, но и вполне умеренные, "системные" политики и эксперты.
Мертвые души
Это, конечно же, российский замок, не какой-то там буржуинский. Это Манилов и Ноздрев принимают почести счастливой челяди и пытаются продемонстрировать не вовремя заехавшему Чичикову свое замусоленное величие. Это бесконечные "Мертвые души", от которых темнеет в глазах в зале заседаний очередного съезда победителей.
Обыкновенный фальшизм
Дурных начинаний не жалко, а правильные надо беречь от дискредитации. Меня бы, например, очень раздражало, если бы Чикатило говорил об охране материнства и детства, а Патрушев или Бортников - о правах человека. Такое же раздражение вызывает и "Правое дело" - фальшивая оппозиция, созданная по плану Кремля.
Пикник на обочине ЦИКа
Пока народ влачился в пыли по разным избирательным помойкам, по какому-то недоразумению названным "праймериз", оппозиция устраивала свой маленький пикник на обочине, что было бы весьма похвально и даже необходимо, если бы "поляну" правильно накрыли. Но здесь возникли проблемы и с сервировкой, и с меню.
Махнули не глядя
Делая передачу власти предметом частной сделки, Путин закладывает под Россию бомбу. Вполне вероятно, что он понимает эти риски, но удержаться уже не может. Путин стал заложником той системы, которую сам сконструировал. Политическая монополия, помноженная на коррупцию и рост социального расслоения, - надежный рецепт для подрыва страны.
Обменным курсом
Пусть Медведев сохранил свою многолетнюю позицию вице-Путина - дуумвиром он быть перестал, вернувшись на привычное место в вертикали. Это, в частности, означает, что система, в которой последние три года действовало табу на политические реформы, вновь открывается для них. Именно теперь и можно надеяться на политическую модернизацию.