Неизбежные темы
Ну конечно же, в любом политическом тексте написанном в конце декабря 2010 года, без Медведева не обойдешься. Поистине поразил он нас всех. Заставил рты открыть. "...офигеть, - пишет один блогер, - Лимонова и Каспарова сам вслух называет, не сопровождая при этом эпитетами типа "экстремисты"..."
И впрямь, только и остается задумчиво произнести: "Офиге-еть!" Интересно, что за пару дней до выступления президента, провозгласившего крамольную идею о том, что у нас в стране есть перспективные политики, не входящие в парламент, - Касьянов, Немцов, Лимонов и Каспаров, - у которых есть "своя электоральная база", мне позвонили с НТВ. Я заподозрил неладное. Они же стали меня заманивать в какую-то передачу, где ведущий будет сажать среди прочих гостей и меня в желтую "Ладу-Калину" и я буду отвечать на вопросы. Я спросил: "Это что, передача с ведущим-психопатом, который орет и сильно жестикулирует?" Мне сказали, что нет. Я сказал, что и без психопата все равно отказываюсь, так как уверен, что они меня намереваются использовать в своих грязных целях. И вообще, какая "Лада-Калина", я серьезный политик, у меня людей убивают, они в тюрьмах сидят, а я буду как клоун в желтую "Калину" лезть?! Нет, я уж как-нибудь дождусь прямого эфира. "Можете никогда не дождаться!" - съязвил телепарубок, беседовавший со мной. На том и расстались.
Теперь вот я думаю: может, они антипутинский материал готовили с этой "Ладой-Калиной"? Как с Лужковым?
Что вообще происходит? Мои первые комментарии по поводу неслыханно-скандального заявления Медведева были скептически-враждебные. Мое мнение скептическим и осталось, но сделалось из откровенно-враждебного вопросительным. Все же это глава государства, думает, наверное, прежде чем говорить, прежде чем озвучивать столь крамольную идею, что, оказывается, у нас есть оппозиция. И пофамильно сообщил гражданам, кто такие... Я надеюсь, обыватели, даже бабушки-пенсионерки записали фамилии.
Ну и что дальше? В тот же день, что и Медведев, выступил с заявлением по меньшему каналу ТВЦ генерал Колокольцев - главный милиционер Москвы. Тон его заявления в отношении фактически половины (я всегда на Триумфальной, Немцов обещал быть) тех же людей, о которых говорил Медведев, был агрессивный. Генерал пообещал нам в предновогодний вечер обязательные задержания в очень жесткой форме, пребывание в ОВД до самого суда, то есть двое суток, применение статьи 19.3, предусматривающей арест до 15 суток, - короче, белорусский вариант госнасилия пообещал. Большой палец правой ноги государственного тела вполне может не знать, чего там вещает голосовой орган главы государства. Однако в один день два прямо противоположных подхода к оппозиции - это уже шизофрения. Если глава государства контролирует тело государства, то подчиненного нужно поправить, поставить на место, так ведь?
И вообще после выступления президента, фактически впервые признавшего легитимность оппозиции и назвавшего ее лидеров, должно по логике вещей что-то последовать, некие шаги. Скажем, встреча президента с названными лицами. Революционный, конечно, для нашего неосамодержавия шаг, но ведь "а" уже сказано, остается сказать "б".
Моя политическая стратегия остается неизменной - мы добиваемся проведения в стране свободных выборов в парламент и свободных президентских выборов. Однако если президент сделает несколько шагов в этом же направлении, стране будет легче дышать и можно надеяться на снижение общественного напряжения. А то, что общество сейчас возбуждено и напряжено, доказательств не требует, правда ведь, Владислав Юрьевич Сурков? Достаточно на улицы поглядывать время от времени.
Еще одна неизбежная тема: Манежная площадь, 11 декабря. Все перепугались: и власть, и буржуазия.
Кстати, предлагаю наконец отказаться от устарелых и неточных политических терминов 90-х годов: "демократы" и "либералы". Если "либералов" еще можно сохранить, но в очень узком смысле, как обозначение активистов политической партии или индивидуумов, ратующих за приоритет капиталистической экономики, то "демократы" не годятся в употребление, ибо демократы сейчас все. Сегодня не быть демократом, то есть сторонником свободных выборов, принципа сменяемости власти, независимости судов и независимости СМИ, значит просто быть несовременным человеком, дикарем каким-то. Разумным представляется говорить не о "демократах", но о классе буржуазии, буржуазных ценностях и буржуазных партиях.
Так вот, перепугались 11 декабря и власть, и буржуазия. Потому что наконец в упор увидели недовольную, социально неудовлетворенную городскую молодежь. И если власть, поразмыслив, правильно послала премьер-министра на могилу Егора Свиридова, то буржуазия заняла резко конфронтационную позицию, чем еще раз доказала свою неталантливую глупость. Что до меня, то я наблюдаю молодежь и понимаю ее импульсы с самого 1993 года, когда создавал НБП и был главным редактором "Лимонки". Да, молодежь недовольна и зла. У нее нет ни настоящего, ни будущего. Что ей прикажете делать - ликовать? Появился повод для протеста, и они вышли. Повод мог быть и другой.
Да, молодежь недовольна и зла, и она права в своем недовольстве и злости. Власть хотя бы притворилась своей в доску, у нее хватило ума. А буржуазия шипит, злится, окрестили всех поголовно пацанов на Манежной "погромщиками". Ну и останется таким образом без народа и без молодежи. Впрочем, наша отечественная буржуазия настолько легкомысленна, что она рвется во что бы то ни стало остаться одной.
Власть громила и продолжает громить политические организации, умевшие привлечь к себе протестных ребят, запретили НБП. В то же время Владислав Сурков создал в середине нулевых по моим, лимоновским лекалам дорогостоящие прокремлевские движения. Но так как эти движения были разрешенными и уютно жили под крышей власти, то пришли туда не протестные революционеры, но прощелыги и карьеристы. Злую и сильную молодежь ваш бредень, Владислав Юрьевич, не подобрал.
Меня, политика наблюдательного, человека, лишенного буржуазных предрассудков, очень раздражает, признаюсь вам, черно-белое, строго полярное мышление, когда общество воображается разделенным на четко разграниченные и взаимно враждебные группы. В жизни такого не существует. Я, основываясь на своем опыте политической жизни, уверен, что три четверти ребят, явившихся на Манежную, принадлежат к общепротестному типу молодого человека. Такие возмущены ежедневной несправедливостью российской жизни. Оформленных политических взглядов у них на самом деле нет. Через НБП в свое время прошли десятки тысяч молодых людей. Они приходили к нам в таком общепротестном настроении, это у нас они обрели политические взгляды.
Практик работы с людьми, я решительно не приемлю тупое отождествление нескольких тысяч молодых людей, собравшихся на Манежной, с "националистами", "погромщиками" (визгливое, неправдивое, нечестное определение, так как происходившее на Манежной может быть охарактеризовано лишь как "молодежные волнения"). То, что на Манежной кричали "Россия для русских!", так кричали ведь те, у кого эти лозунги были наготове, активисты правых организаций, но их-то было меньшинство. Подхватывать лозунги могли и не правые.
Сейчас и друзья полковника Квачкова, и называющие себя "националистами" претендуют на отцовство митинга 11 декабря. Удивляться не приходится - сама многочисленность толпы на Манежной заставляет говорить об успехе. А у победы, как известно, много отцов. Старший в Кремле по всем этим делам, уже не раз упомянутый мною В.Ю. Сурков, сообщил свое мнение. "11-е происходит от 31-го", - бросил он. Один из всего нескольких моих современников, Сурков, надо отдать ему должное, умеет наблюдать и размышлять. И, видимо, имеет понимание психологии общества и общественных групп. Безусловно, что общество глядело в некотором ступоре на происходящее около двух лет на Триумфальной, а когда наконец поняли и приняли уроки Триумфальной, то родился вначале небольшой и подражательный "День гнева", а потом и Манежная подоспела. Ведь политика - самое подражательное из искусств. Я не организатор, претензий не имею, но я генерирую идеи, а те, кто считает мои идеи перспективными - подхватывает их. До встречи 31 декабря на Триумфальной!
Блоги
Статьи по теме
Весь вечер на Манежной
После бунта на Манежной окончательно распределились роли между Медведевым и Путиным. Президент произносил речи невнятные, а то и враждебные, если оценивать их с точки зрения человека из толпы. Премьер был грубоват, прям и печален.
Димняя сказка
По беседе Дмитрия Медведева с руководителями телеканалов не надо пытаться понять логику поведения власти и предугадать, что нас ждет в будущем. Это скорее о том, как ситуацию представляют в Кремле и какой образ хотят создать в головах у относительно образованных граждан.
Спасти Владислава Суркова
Хотел бы предостеречь Вас, Дмитрий Анатольевич, от необдуманных кадровых решений и призвать Вас ни в коем случае не отправлять г-на Суркова в отставку. По крайней мере в обозримом будущем.