статья Как спровоцировать погром

Галина Кожевникова, 28.04.2009
Галина Кожевникова

Галина Кожевникова

Спросите меня: как спровоцировать погром? По-моему, интуитивно это знает едва ли не каждый, имеющий отношение к СМИ, и инструкции уже никому не нужны. Вопрос может быть только в том, сознательно это делается или же нет.

В начале апреля на одном из многочисленных нацистских сайтов появился некий текст, объявляющий 5 мая "днем гнева". Представлял ли собой этот текст что-то значимое, обсуждать смысла уже не имеет, поскольку через несколько дней одна из наиболее популярных московских газет разразилась по этому поводу филиппикой под соусом "какой ужас и какой кошмар! 5 мая скинхеды будут убивать".

Я не знаю, какова была популярность сайта нацистов до этой заметки в газете. Но уверена, что с середины апреля она резко возросла. И уж безусловно я уверена в том, что журналист, написав о возможном погроме, вольно или невольно, но сообщил тем неонацистам, которые сайт не читали, информацию, позволяющую превратить маргинальные намерения во вполне реальную всероссийскую акцию.

Я не знаю, что было в голове у журналиста, который публиковал эту статью. Я даже вполне допускаю (хотя здесь уверенность моя уже не так сильна), что человек этот искренне старался предупредить своих читателей об опасности, которую он считает реальной, а не банально распиарить чем-то симпатичную ему нацистскую группу. Но как бы то ни было, настоящая истерика началась именно после этой статьи, а вовсе не после заявления на сайте. И если до статьи и ее перепечаток о предполагаемом погроме знали в лучшем случае десятки, то после нее уже сотни. И все эти доморощенные "борцы за чистоту расы" встали на низкий старт, ожидая только сигнала.

Однако это было бы полбеды. Но буквально через несколько дней после предупреждения о погромах в СМИ появляется броский заголовок "Таджик порезал трех скинхедов!". Разумеется, резонанс, информацию немедленно перепечатывают и пересказывают. Но, вчитавшись, понимаешь, что речь идет о преступлении более чем годичной давности. И при всем моем критическом отношении к работе милиции я не верю, что подозреваемого установили не год и не полгода назад, а только что. И в чем тогда новость? Почему информация про этого человека появляется именно сейчас, как раз в то время, когда множество неонацистов в нетерпении ожидают объявленного погрома? Кто вбросил эту информацию, кто решил, что это лучший момент для публикации, которая по большому счету и не событие вовсе, а лишь его отголоски? Про то, что было в головах у журналистов, когда СМИ разносили эту новость по городам и весям, я даже не спрашиваю. Статью про погром 5 мая еще можно оправдать "срочностью", но какая "срочность" в новости годичной давности? Разве что в том, что подать ее надо непременно накануне дня рождения Гитлера.

Ситуация в современной России очень и очень плоха. Она плоха настолько, что даже показ антифашистского фильма запрещают под предлогом опасения провокаций со стороны неонацистов. Так вот, дорогие мои пишущие и читающие. Неужели так трудно задуматься над тем, что статья про "мигранта", зарезавшего трех "скинхедов", в дни, когда их соратники уже приготовились к нападениям, а возможно, и скоординировали свои планы, - это открытый вопль "наших бьют"? И по-моему, несложно понять, что это и есть рецепт погрома.

И есть что-то особо циничное в том, что человека, убитого буквально на следующий день после этих публикаций, зарезали во дворе прокуратуры. Вы удивлены? Лично я удивлена, что убили только одного. Уверена, что убили и покалечили больше, просто пока никто об этом не знает.

Те, кто "сливал" информацию, и те, кто ее публиковал, не задумываясь ни на секунду о последствиях, не на вас ли эта кровь?

Галина Кожевникова, 28.04.2009


новость Новости по теме