статья Против расизма и евреев

Софья Болотина, 20.04.2009
Маген Давид. Изображение с сайта aol.fr

Маген Давид. Изображение с сайта aol.fr

Израиль, США, Германия и ряд других стран Запада бойкотируют Международную конференцию ООН по борьбе с расизмом в Женеве, опасаясь, что мероприятие с участием одиозного президента Ирана выльется в антисемитскую говорильню. Россия от участия в конференции не отказывается. Комментарии Федора Лукьянова, Евгения Сатановского, Михаила Членова, Антона Носика.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике":

Вообще любой политический бойкот - это неправильно. Тема расизма, ксенофобии, когда она обсуждается в рамках ООН, уже несколько десятилетий упирается в непримиримые противоречия между между Израилем и его союзниками, прежде всего США, и арабскими странами относительно того, что такое расизм и кто на самом деле его проявляет. И любая резолюция по Ближнему Востоку в Совете Безопасности или на Генеральной Ассамблее ООН вызывает такие же разногласия.

Тактика бойкота ничего не дает, потому что сами эти конференции давно уже утратили реальный смысл. Вопрос очень тонкий: Франция и Великобритания не бойкотируют, а Голландия, Германия и США бойкотируют. Это всегда зависит от интересов тех или иных групп в конкретных странах. В странах, которые бойкотируют конференцию, группы, собирающиеся дать жесткий отпор арабскому видению расизма, довольно сильны. Бойкот со стороны крупных стран делает эти конференции политически несущественными, и в целом это в очередной раз демонстрирует, что в рамках ООН у стран-участниц нет желания достигать взаимоприемлемых решений или даже использовать такого рода форумы. Это показывает углубляющийся кризис Организации Объединенных Наций.

Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока:

Что такое эта конференция? Известнейшее расистское мероприятие, посвященное борьбе с расизмом. Насчет российской позиции я могу только пожать плечами. Понятно, что Россия осталась по колено на свиноферме, может быть, в высоких ботфортах, но глубоко в навозе, в то время как люди, которые привыкли ходить в штиблетах начищенных, развернулись и с этой конференции ушли. Очень трудно заходить в помещение, где сидят прилично одетые люди в начищенной обуви, если ваши ботфорты заляпаны свиным навозом.

Аргументы, которые приводят отдельно взятые чиновники нашего замечательного и в некоторых местах мудрого Министерства иностранных дел в пользу того, почему России непременно надо было оставаться там в оргкомитете, когда стало ясно, куда дело идет, - эти аргументы представляются мне сомнительными.

Россию развели. Есть такая формулировка в современном русском языке - "развести как дешевого лоха". Не могу придумать лучшей характеристики нашего участия в этой затее. Полагаю, что в данном случае в очередной раз очередной хвост вилял собакой. Это верно не только в отношении Соединенных Штатов и их сателлитов из числа латиноамериканских хунт, но и в отношении стран, которым мы искренне пытаемся помочь в их многолетних тяжбах с окружающим миром. Беда в том, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад - искренний и честный человек. Человек, искренне верящий, что никакого Холокоста не было, а Израиль надо уничтожить. Не менее искренний, честный и талантливый, чем его предшественник - фюрер немецкой нации, глава Третьего рейха, который тоже верил, что во всем виноваты евреи и их надо уничтожить. При этом создал в экономике отличную ситуацию, построил дороги, укрепил армию. Ну, разве что не создал космических и ядерных сил, хотя ракеты создал.

При всем уважении к Исламской Республике Иран, при всей важности хороших отношений с этой страной, хотелось бы напомнить, что с Третьим рейхом у Советского Союза тоже одно время были хорошие отношения - политические, торговые, даже в сфере обороны. Кончилось это, правда, плохо. Но если бы в 1940 году или даже в начале 41-го кто-нибудь спросил: "А представляет ли вермахт для нас опасность?" - все пожали бы плечами и сослались на известную формулу "малой кровью, на чужой территории".

Очень большая проблема - та политика, которую демонстрирует Ахмадинежад и его группа поддержки. Это политика, которая может привести к большой региональной войне - хорошо еще если не ядерной. Нашей участие сегодня во всем этом - это позиция Чемберлена и Даладье 1938 года, когда они, вернувшись с Мюнхенской конференции, говорили, что привезли в Европу мир на поколения. Сегодня мы благодаря отдельно взятым мидовским чиновникам оказываемся в такой же ситуации. Позиция, мягко говоря, не слишком мудрая. Конечно, не хотелось бы, чтобы нам в очередной раз пришлось расплачиваться за интересы отдельно взятых чиновников национальными интересами. Хочется верить, что в действующей вертикали власти есть механизмы, которые могут это исправить.

Михаил Членов, генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса:

Евроазиатский еврейский конгресс опубликовал обращение, которое направлено в министерства иностранных дел разных стран. Мы призываем не допустить повторения того, что произошло на первой такой конференции в Дурбане в 2001 году. Не призываем к бойкоту, но говорим, что это был бы наилучший вариант. Мы провели встречи в дипломатических ведомствах стран нашего региона - Украины, Армении, Грузии, Молдавии, Белоруссии. Мы выразили мнение еврейских общин - призыв как минимум снизить уровень представительства стран на этой конференции, если нет возможности отказаться от участия в ней. Сейчас наше письмо получено всеми этими министерствами; думаю, оно сыграло определенную роль, послужило предостережением.

Ситуация там достаточно сложная, особенно в связи с приездом в Женеву Ахмадинежада, который собирается выступить с речью. Мы очень надеемся, что представители России, Украины, покинут зал, если прозвучат призывы стереть Израиль с лица земли. Плохо, что итоговый документ сегодняшней конференции начинается с подтверждения резолюции Дурбанской конференции. Напомню, что тот документ был опубликован за несколько дней до терактов 11 сентября 2001 года. Связь между двумя этими событиями уловили очень многие. Мы также опасаемся, что более или менее сдержанный вариант итогового документа, сделанный под руководством российского представителя Юрия Бойченко, может быть в ходе самой конференции резко изменен представителями исламских стран. Хочется думать, что Россия будет способствовать определенному сдерживанию радикальных коллег.

Антон Носик, главный редактор BFM.RU:

Честно говоря, не вижу никакой пользы в участии цивилизованных демократических стран в конференции, где диктаторские режимы обсуждают права человека. Все, что по этому поводу нового могут сообщить Иран или Ливийская Джамахирия, примерно известно по первой конференции в Дурбане. Резолюцию о том, что сионизм является формой расизма, эта конференция уже принимала. Довольно позорная страница истории. Тема заслуживает обсуждения, но несколько в другом составе. В составе, который будет обсуждать не только оскорбленные чувства исламистов при виде датских карикатур, но и вопросы насилия над детьми в исламских странах, казни, политического преследования, цензуры, действительных нарушений прав человека. Вот если бы Ахмадинежад готов был поговорить о том, что творится у него в стране - как людей камнями забивают за супружеские измены, как восьмилетних девочек продают замуж, как детей продают на фабрику шахидов, - вот это были бы интересные темы для обсуждения. А о том, как они не любят евреев, мы уже слышали, и вовсе не обязательно под эгидой ООН собирать конференцию, чтобы лишний раз послушать, что Гитлер был прав, да еще в его день рождения.

Софья Болотина, 20.04.2009


новость Новости по теме