в блоге Памяти Александра Галича

Vip Александр Скобов (в блоге Свободное место) 16.12.2017

59

Когда в 1977 году я вместе с друзьями переписывал через старые советские бобинные магнитофоны песни Александра Галича, мог ли я подумать, что меня пригласят на семейный вечер памяти, посвященный 40-й годовщине его смерти?

Галича я открыл для себя в последнем классе советской десятилетки в гостях у школьных товарищей. И это стало для меня настоящим потрясением. Хотя к тому времени я уже успел поцапаться с советской властью вплоть до попадания на два месяца в психушку за политические высказывания, я совершенно не был знаком с неподцензурной "контркультурой". У меня не было доступа к самиздату и тамиздату. Я даже "вражьи голоса" не слушал до конца школы - у меня просто не было приемника.

Я рос в абсолютно лояльной семье болезненным комнатным ребенком. И свято верил во все, что писали в советских газетах и говорили по советскому радио. Верил в то, что "мы" самые лучшие, прогрессивные, гуманные, справедливые, демократичные. Верил в коммунизм. Вы будете смеяться, но коммунистические убеждения я сохранил до сих пор. Однако, каким бы "комнатным растением" я ни был, в 8-м классе я стал замечать, чувствовать чудовищную нечестность советского общества. Во всем. Сверху донизу. Так начались мои "стилистические и эстетические разногласия с советской властью".

При этом повторю еще раз: доступа к альтернативной информации у меня очень долго не было. Я практически ничего не знал. Масштабы государственного насилия, жестокости и несправедливости сталинской эпохи я представлял себе совсем в духе кастрированного Постановления ЦК КПСС лета 56-го года "о преодолении культа личности и его последствий": отдельные жертвы отдельных злоупотреблений отдельных мерзавцев. Ощутил весь ужас сталинщины - все еще не зная ее чудовищной статистики, на чисто эмоциональном уровне ощутил - через Галича.

Именно Галич сделал для меня смешными все увещевания "старших": не лезь куда не надо, ты ничего не понимаешь, ты не имеешь права… На формирование моего мировоззрения Галич повлиял больше, чем политические теории. Именно он научил меня ненавидеть тех, чьи жирные пальца копаются на обыске в чужих бумагах, в чужих мыслях, в чужой личности. Именно благодаря ему меня никто никогда не разубедит в том, что никто не смеет никому запрещать что-то думать, говорить, писать, читать.

У меня очень избирательная память. Иногда я не могу запомнить текст, сколько ни мучаюсь. А иногда запоминаю сходу. Песни Галича я запоминал со второго прослушивания. И это мне потом очень пригодилось. Я никогда не смогу точно сказать, сколько десятков раз я читал Галича тем, с кем мне приходилось общаться в советских тюрьмах и психушках. И для многих это оказалось таким же открытием, как в свое время для меня. Ну а когда после перестройки я начал работать в школе, поэма "Размышления бегуна на длинные дистанции" стала для меня обязательной программой перед каждым выпуском.

А в те далекие 70-е "старшие" все пытались взывать к моему художественному вкусу: с чем ты носишься? Разве это поэзия? Разве это искусство? Какая-то гадость и чернуха. Это в перестройку они все прозрели. Стали говорить, что не понимали. Не смогли оценить. А тогда называли Галича "хныкающим интеллигентом".

Вот уж это неправда. Нет у Галича никакого хныканья. И когда нам в очередной раз предлагают примириться с поклонниками Сталина, которые так ничего и не поняли, так ничему и не научились, хочется ответить:

Позже друзья, позже
Кончим навек с болью.
Пой же труба, пой же.
Пой и зови к бою.
Медною всей плотью
Пой про мою Потьму.
Пой о моем брате
Там, в ледяной пади.

Да, хриповатый голос Галича - это голос тех, "кого шлепнули влет, кто ушел под лед, кто в дохлую землю вмерз". Голос "данников всех времен Ее Величества Белой Вши" - самого Духа ГУЛАГа. Совсем не только сталинского. Это голос всех жертв насилия и жестокости "во имя высших интересов". Мы их не забудем. И не простим их палачей.


Материалы по теме

Комментарии
User ffokx, 16.12.2017 15:32 (#)
30775

"Вы будете смеяться, но коммунистические убеждения я сохранил до сих пор."

Это чувствуется, товарисч Скобов. Лирический, политический каминг-аут от автора, продолжайте в том же духе. :)

User leokadij_3, 16.12.2017 16:24 (#)

Ну, наберется таких "демократов" 1%, всё больше в столицах. Что это может изменить в России? Ничего!

User tatic, 16.12.2017 18:50 (#)

Да и их, один процент, перешерстят. ++++

User arkadyTsurkov, 16.12.2017 20:10 (#)

Вы как с Марса свалились. Когда нас с Сашкой освободили в 87г., таких как мы, казалось, было еще меньше. Через 4 года в 91г. знамя наших неформальных демонстраций взвилось над всей Россией.

КПСС-овские активисты не знали уж куда от нас прятаться. Жаль мы им хребты тогда не переломали. Чтоб потом каждому из них можно было сказать: "куда это ты, горбатый, обратно во власть ползешь? Видно, у тебя не только совести, но и гордости-то нет".

Жаль очень жаль , но физически хребтьі еще можно а вот оттуда изнутри то как.....

User leokadij_3, 17.12.2017 07:35 (#)

СССР просуществовал 73 года. РФ просуществует не меньше.

(комментарий удалён)
User leokadij_3, 17.12.2017 16:29 (#)

Не стройте себе иллюзий

(комментарий удалён)
User leokadij_3, 17.12.2017 19:00 (#)

СССР был крупнейшим импортером пшеницы.
Сейчас РФ - крупнейший в мире экспортер зерновых. Как-нибудь прокормятся.

(комментарий удалён)
User leokadij_3, 17.12.2017 20:53 (#)

Что - почему?

(комментарий удалён)
User leokadij_3, 17.12.2017 21:25 (#)

Почему?

User marazm_sovetov, 17.12.2017 14:21 (#)
51965

"СССР просуществовал 73 года. РФ просуществует не меньше."

Эта аналогия необоснована. Здесь огромная разница в техническом развитии общества (Интерент и пр.). То есть, РФ может, конечно, просуществовать и 1000 лет, но не по этой аналогии.

User nfgbh1970, 17.12.2017 21:49 (#)
27828

Вы знаете, сильно сомневаюсь. СССР держался не только (может, и не столько) на штыках и репрессиях, сколько на идеологии. Множество людей определенного уровня развития искренне, а не из корысти верили в "зарю человечество", самый справедливый строй и всякое светлое будущее. Сейчас идеологии нет - православнутость, величие, победоносие никак не укореняются в массах.

User leokadij_3, 17.12.2017 22:03 (#)

СССР кончился, когда у него кончились доллары (нефть стала $10 за баррель), и не на что стали покупать хлеб в Канаде и мясо в Аргентине. Идеологией сыт не будешь.

User nfgbh1970, 17.12.2017 22:10 (#)
27828

В 30е или 50е годы никаких долларов на хлеб и мясо импортное и вовсе не было, но при хорошей идеологии она заменяла пайку голодающим. А уж без мяса духовному человеку обойтись легко - дадут раз в месяц по талону 200 гр. колбасы из бумаги - и достаточно.

(комментарий удалён)

Таких много не бьівает , в 1968 году мне бьіло 18 и Новодворской бьіло столько же , а разница огромная , таких как я миллионьі а их единицьі. А автору пора бьі снять розовьіе очки - хорошего коммунизма нет , и никогда не будет. ( см И . Сталин, Пол-Пот и далее по списку, таже Европа куда катится )

User marazm_sovetov, 17.12.2017 14:53 (#)
51965

"хорошего коммунизма нет , и никогда не будет."

Увлеченность "коммунизмом" -- это, к сожалению, заразная болезнь. Причем опасная, типа чумы или черной оспы. Соответственно, единственный надежный метод борьбы с этой "болезнью" -- такой же, как и с вышеупомянутыми болезнями: строгая изоляция носителей от общества (способы этой изоляции могут быть разными).

User ladywinter, 16.12.2017 21:02 (#)

"Нам слишком долго лгали хорошо поставленными голосами"
https://www.ehorussia.com/new/node/15358

(комментарий удалён)
User igor_in_CT, 16.12.2017 23:11 (#)

Очень хотелось бы узнать смысл вашего высказывания. Что Вы имели в виду под "убили на Западе, а не в СССР"?

User victor322, 17.12.2017 00:41 (#)
43536

Верил в коммунизм. Вы будете смеяться, но коммунистические убеждения я сохранил до сих пор.
Александр Скобов.

А ведь я тоже верил! Очень хотел стать пионером. И в третьем классе я им стал. А вот с пятого класса начались проблемы. В 1973 году я услышал Highway Star и жизнь моя покатилась под откос.
Вступая в десятом классе дружные ряды ВЛКСМ (да! Иначе бы не дали характеристику в институт), на строгий вопрос приемной комиссии райкома комсомола - Сколько орденов у комсомола, уверенно сказал -
семь.Был принят.

User natala, 17.12.2017 01:19 (#)
3006

"А ведь я тоже верил! Очень хотел стать пионером. И в третьем классе я им стал. А вот с пятого класса начались проблемы."

Я уже точно не вспомню с какого класса средней школы моя вера в коммунизм испарилась, но точно ещё со школы. Правда мои родители были убеждёнными антикоммунистами.
Насчёт количества орденов у комсомола - а сколько их на самом деле? Я уже забыла.

User victor322, 17.12.2017 01:29 (#)
43536

Вообще то было шесть. Про семь сказал из вредности. Вот теперь и думаю, а если бы сказал пять?

User nanoscience, 17.12.2017 01:29 (#)
3460

Я чувствую, что вы постарше будете. В мое время уже не было ЖЕЛАНИЯ стать пионером и тем более комсомольцем. Просто мы ими становились по инерции и нас уже НИКТО не спрашивал о том, сколько орденов у комсомола, этого все равно никто не знал, а главное всем было пофиг. Самым главным регулятором в школе был уже не комсомол и, конечно, не пионеры, а классный руководитель. Она использовала оценку по поведению. Любопытно, что у моей жены и меня оказалась одинаковая оценка - 3. Ну, и дети такие же пошли. Причем, дети учителям весь этот пофигизм говорили уже прямо в лицо, и ничего, выросли.

User victor322, 17.12.2017 01:41 (#)
43536

Вы знаете, я был просто обманут. американским писателем Фенимором Купером. Индейцами очень увлекался, а тут " книжка "Пионеры" в руки попала. Но выяснилось потом, что это другие пионеры. Совершенно те были без понятий о Ленине.

User nanoscience, 17.12.2017 01:51 (#)
3460

Хохмите? Нет, я Гайдара читал. Но не проникся.

User victor322, 17.12.2017 02:01 (#)
43536

Гайдара прочел вдоль и поперек. Вы в курсе что у "Тимура и его команды" есть продолжение?

User milka_gorilka2, 17.12.2017 06:57 (#)

В стороне, возле уборной, разметав железные крылья, лежал кверху лапами двуглавый орел.
(Аркадий Гайдар 'Бумбараш')

А я только недавно прочитал, что Гайдар лежал в психушке, ибо допился до белочки, когда несознательных хакасских крестьян учил коммунизму через расстрелы.

User victor322, 17.12.2017 12:26 (#)
43536

И хорошо учил. В Хакасии до сих пор его именем маленьких детей пугают.

User victor322, 17.12.2017 01:48 (#)
43536

Любопытно, что у моей жены и меня оказалась одинаковая оценка - 3.

О, боже, с кем приходится общаться! Асоциальные личности, честное слово.А у меня было 4. Ну, пусть и дутый хорошист, но в документе это зафиксировано.

User nanoscience, 17.12.2017 01:54 (#)
3460

Ага! Значит и у вас это все было. К тому же читали Купера. А где брали?

User victor322, 17.12.2017 02:04 (#)
43536

Военный городок под Москвой. В те времена книгоснабжение было очень хорошим. Растили патриотов, а мы сволочами оказались.

User nanoscience, 17.12.2017 02:17 (#)
3460

Я малоначитан (я думаю) именно потому, что доступ к литературе был только у детей обкомовцев. Но, кое-что читал, а в университете у меня были друзья из обкомовцев и таскали мне книжки зарубежных авторов. Дома, отец собирал Толстого, а в остальном был провал по причине отсутствия. Часто ходил в книжный магазин, букинист, но особая удача случилась только в Кишиневе, проездом, где я купил две книжки Гюго, что было. Жена начитана, потому что родители ее собирали хорошие книжки издавна. Дети выросли по-разному. Притащили полное собрание мировой литературы, в очень потрепанном виде.

User victor322, 17.12.2017 02:33 (#)
43536

Скорее всего Вам было немножечко лень.
А хотите я Вас развлеку? Две цитаты от Гайдара. Аркадия Петровича.
Он разорвал пакет, и, не слезая с ограды, стал читать:

– «Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину…» Это мне, – громко объяснил Квакин. – С полным титулом, по всей форме, «…и его, – продолжал он читать, – гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой…» Это тебе, – с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре.
" Тимур и его команда"

Тимур:
- Никуда вы не побежали. Собирай девчонок, идите на огороды!
Женя (жалобно):
- Но, Тима! Мы только недавно оттуда... Нас прогнали... Квакин нагнал туда столько народу, что председатель нам велел уходить обратно Если не веришь (показывает в сторону улицы), спроси у Фигуры.
Тимур (строго):
- Не зови его больше Фигурой, зови Васькой.
Женя (улыбаясь):
- Есть Фигуру звать Васькой!
"Клятва Тимура".

User nanoscience, 17.12.2017 02:58 (#)
3460

Все так. Просто я хотел обозначить, что, чтобы читать, например, мне очень понравившегося Хемингуэя или Экзюпери. мне были нужны друзья из обкомовских. ДА нет, хорошие ребята. Я о доступе. Интернета еще не было. Жена увлекалась Голдсуорси и подобными авторами (мы еще не были знакомы). А теперь мне только в Единую Россию, да? Шучу, хи-хи. Нет, меня не возбуждает эта гопота в тимуровской команде совсем, о чем я уже написал. Как закалялась сталь мне нравилась именно этим символом непреклонности, но не больше. Молодая гвардия, не хочу опошлять. Но это те же мединские войска, нет? Поэтому, понимаете, когда я прочитал всего две книжки Гюго и несколько книжек Ремарка, то мне открылся мир, пусть и я остался ленивым, так как, что имел, то и читал. Мне кажется, моя история достаточно стандартна для Союза, нет? Одна мне знакомая хорошая женщина называла меня темным, как сарай, но я не чувствую моей личной вины...В Союзе надо было иметь блат, чтобы иметь подписку на хорошие издания.

User victor322, 17.12.2017 12:12 (#)
43536

Абсолютно с Вами согласен. Доходило до маразма. Мой родной дядька был главным по книгоиздательству в УССР. Через него отец достал полное собрание М.Ю. Лермонтова в 4 -х томах. Лермонтова, Карл! Хотя бывали и дикие исключения. "Уловку 22" Джозефа Хеллера я купил в 1976 году. Военторг завез десять экземпляров. Типа, антивоенный роман. А один раз мой друг в библиотеке взял книжку Эндрю Нортон "Саргасы в космосе". Эту книжку мы дружно "потеряли".

facebook.com InryR [facebook.com], 18.12.2017 10:18 (#)
20306

Не только обком. У меня бабушка - учительница литературы. В шкафу есть книжки 49-го года, "мировая классика". Но дело в том, что библиотека была всегда, в каждой школе и в каждом городе.

User nanoscience, 18.12.2017 16:59 (#)
3460

Я знаю, я ходил в библиотеку. Даже книжку Носова потерял. Но там и близко не было того, что мне нравилось потом.

User yollapukka, 26.05.2018 07:29 (#)

Так ведь, братэлло, Советский, сегодня русский, патриот и сволочь это одно и то же. Ну, русский патриот еще и дурак. Так что правильно вас учили. И оказались вы тем, чему вас учили и готовили -- обыкновенным фашистским говном. Вот Галич, царство ему небесное, хорошо понимал разницу между русским патриотом с Лубянки и просто русским.

User milka_gorilka2, 17.12.2017 06:46 (#)

А вот не соглашусь - желание стать пионером было.
Патамучта было западло ходить с октябрятским значком, когда уже почти весь класс ходил с красными тряпками.
Да и вообще - какие там в начальных классах прозревшие и многопонимающие?

User nanoscience, 17.12.2017 01:48 (#)
3460

Скобов, конечно, не коммунист, а либерал, хотя с определенным прошлым (мы будем смеяться, да). Надо сказать, что демократом он никогди и не был. И это печально. Разные люди вещают сейчас. Учат нас этике. Каждый убежден в своей правоте. Но как можно строить наше будущее, если вы не готовы к демократическим принципам? Мне кажется, что коммунисты, что либералы, они не способны построить никакое общество, кроме того, что мы имеем сейчас в Донецке. Нет, я понимаю, что Скобов, лично, против войны, но надо же понимать, что и коммунизм и либерализм ведет к одному и тому же, - к разрухе, коррупции и автократии. Для смеха приведу пример Свадьбы в Малиновке. Где же ты, Маруся, с кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а мене кусаешь!

User victor322, 17.12.2017 01:57 (#)
43536

Вы меня совсем запутали. Получается, по вашим словам, никогда не быть в партии ЛДПР?

User nanoscience, 17.12.2017 02:06 (#)
3460

Тут все зависит от вашего понимания этого слова, ЛДПР. Вот, например, меня в пионерских лагерях почти всегда выбирали командиром отряда. И, знаете почему? Я при приезде разговаривал с девчонками о том и о сем, а они хихикали, и выбирали. Жириновский тоже сказал - каждой бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке водки. Разве это не одно и то же?

User victor322, 17.12.2017 02:17 (#)
43536

Вы были негадяй, адназначна!

User nanoscience, 17.12.2017 03:07 (#)
3460

ДА нет, разврата не было. Да и командирство ограничивалось линейкой и равняйсь, смирно, товарищ, кто там у них, докладываю. что отряд построен в полном составе. Что-то в этом роде. Хорошие вещи были, я забыл. как это называется, когда команда бегает по местности и ищет кулек конфет по приметам.

User victor322, 17.12.2017 12:15 (#)
43536

Было такое! Сам бегал и искал. Мы тогда даже не подозревали, что это квест.

User nanoscience, 17.12.2017 03:17 (#)
3460

Понимаете, иногда даже за своим языком не уследишь. Скажешь чего, а потом подумаешь. А девчонки, они очень тонко чувствуют. Иногда и скажешь, чего и не думал, а они говорят, вы, батя, нам в дедушки, чего это вы такое сказали. И что тут сказать, что и не думал даже, дык, ведь неправда, но ляпнул то, к чему абсолютно не готов и не собирался даже... Похоже, я вас утомил. Ладно, но ваша шутка о ЛДПР, тоже, знаете...

User victor322, 17.12.2017 12:21 (#)
43536

Вы не утомили. Просто когда я прочитал, что Вы либерал, то мне сразу померещился Чубайс. Я немного испугался.

User dedushka, 17.12.2017 01:22 (#)

Галич - навеки! Для его описание процесса построения коммунизма

Мы, бл.., будем, кровь на рыле,
Топать к светлому концу

оценки "гениально!" маловато!

(комментарий удалён)
User dedushka, 17.12.2017 20:29 (#)

1). Я слышал в исполнении Галича именно в виде "мы, бл.., будем, кровь на рыле, топать к светлому концу...".
2). Сама песня, конечно, тоже хороша, но я здесь хочу отметить именно великолепное описание строительства коммунизма, без привязки к дальнейшему (очень хорошему) тексту.

User marazm_sovetov, 17.12.2017 01:24 (#)
51965

Очень искренняя статья! Думаю, многие советские люди пережили такую же "реформу" взглядов. И я тоже, конечно. Но вот что я Вам скажу, уважаемый Александр. Вот эти два высказывания: "коммунистические убеждения я сохранил до сих пор" и "никто не смеет никому запрещать что-то думать, говорить, писать, читать", размещенные в одной статье, создают полную аналогию ситуации "трусы и крестик". Что-то затянулось ваше отрезвление. Вы уж, определитесь с этим. И не говорите мне, что Вы и я подразумеваем под "коммунистическими убеждениями" разные вещи. Вам же не придет (надеюсь) в голову утверждать, что под словом, скажем, "изнасилование" можно подразумевать разные вещи.

User nanoscience, 17.12.2017 02:00 (#)
3460

Вы насилуете мой мозг, - как? Вы изнасиловали мой мозг своими ... (дальше по вкусу). Нас насилует мафия, находящаяся у власти, местные репрессивные органы, и им все мало. А вот у Лимонова "изнасилование" было наслаждением, нет? Нет, каждое слово ищет смысл в своем контексте, а отдельно от всего оно ничего не значит, я думаю.

(комментарий удалён)
User marazm_sovetov, 17.12.2017 14:24 (#)
51965

:))

facebook.com Ion Von Don [facebook.com], 17.12.2017 21:17 (#)
38995

Я в 75-м школу закончил и Галича не знал.
Высоцкий гремел из всех окон и радиохулиганских приставок, а вот Галич нет.
Вражьи голоса слушал на самодельный ламповый приемник, ибо сам был радиохулиганом.
Тогда же меня и в литературу засосало, типа в политику подался, даже оскорбительное письмо Брежневу написал, но слава Богу не отправил.
После письма "Сумасшедшего" сочинил http://proza.ru/2003/08/26-153 и до сих пор с ним пребываю.

User dedushka, 18.12.2017 21:22 (#)

Вспомнилось про Клима Петровича:

Подхожу я тут к одной синьорите:
- Извините, мол, ком бьен,
Битте-дритте,
Подскажите, мол, не с мясом ли банка?..
А она в ответ кивает, засранка!

Помнится, до меня-пацана отнюдь не сразу дошло, о чем это она "кивает".

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: