Не должно сметь
Особенно странная ересь - возможность для школьника "составить собственное мнение" о сложных моментах отечественной истории. Я даже не о том, что иные мнения об отечественной истории никогда не преподаются в школах: в украинской школе вы никогда не услышите развернутых мнений о гнусности Волынской резни, в английской - о нечеловеческой жестокости подавления Ирландского восстания - и трудно понять, почему мы должны быть так уж явно глупее всех остальных. Я скорее о "собственном" мнении. Школьник так же мало способен составить собственное мнение о Петре или о Сталине, как об устройстве адронного коллайдера. Во-первых, он попросту мало знает... во-вторых, иметь такое мнение ему незачем.
Так рассуждает на страницах журнала "Эксперт" научный редактор этого журнала Александр Привалов. И рассуждение это озадачивает. Даже если автор прав в том, что в украинских и английских школах принято замалчивать позорные эпизоды отечественной истории, трудно понять, почему он считает такой безнравственный обычай разумным и призывает от него не отклоняться. Странно и то, что г-н Привалов считает подобное замалчивание горькой правды универсальным правилом. Может быть, в его представлении и в немецких школах вы никогда не услышите о гнусности истребления евреев, а в американских - о нечеловеческой жестокости южных рабовладельцев? Видимо, так. И более того, по его логике это совершенно правильно.
Школьник, говорит научный редактор "Эксперта", не может составить собственное мнение о Петре или о Сталине, потому что он мало знает. Так пусть поучится и узнает побольше - разве не для того и нужна школа? Но г-н Привалов не видит в этом нужды: по его словам, "не составляют люди собственного мнения по вопросам, по которым лично им не предстоит как-то действовать". В таком случае, наверное, нет смысла и изучать в школах литературу: зачем молодому человеку составлять свое представление о никогда не существовавших людях вроде Онегина, Печорина или Чацкого? Достаточно запомнить слова Молчалина: "В мои лета не должно сметь// Свое суждение иметь".
Комментарии
"не составляют люди собственного мнения по вопросам, по которым лично им не предстоит как-то действовать"
Да... Ни фига себе... Это выглядело бы как типичное рассуждение барина о холопах. Но неужели Александр Привалов не понимает, что он сам, в первую очередь, холоп?
Привалов мнит себя иначе. И он это обоснует. Обстоятельно.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
:)
Я лично уже ничему не удивляюсь: ни тому, что откровенные мракобесы правят бал в России, ни тому, что общество этому слабо сопротивляется. Так всегда бывает в эпохи окончательного упада некогда мощных империй.
Упадка, конечно...
"Россия, общество, империи, сопротивление,... .В одном посте, Сэм ? Всегда умели.
Да все понятно с этим шибко "научным" редактором: чувак банально в последнем на сегодня тренде, сформулированном Промокашкой: науки должны обслуживать дыржавные фантазии (напоминает: наука -- служанка богословия). И пусть науке будет хуже. Фактически такая позиция -- один из вариантов знаменитого, mutatis mutandis, "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
Неужели российский журналист и публицист, телеведущий, кандидат экономических наук, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт», автор более 1000 книг, научных трудов и статей мог ошибиться?
Мне тут мало что понятно, в этой беседе. Что обсуждать при изучении законов физики или математики? Они - законы и пониманию не подлежат, как не подлежат пониманию определения и обозначения. К ним надо привыкнуть и разобраться, как их применять. Если речь идет об истории, то, по-моему, надо изучать факты исторического прошлого. Интерпретация фактов - есть вопрос всегда спорный. Мы, конечно, можем пытаться понять эти факты в свете нашей морали и этики. Но, вот именно этого-то и нет сейчас в России. Отбились от Цивилизации Ъ. Нет вообще никакой этики и морали. На потребу же, может быть вытянута любая, включая запрещенную раньше. Вот и оценивают аннексию, раздел Польши, нападение на Францию, как самозащиту, теперь. Хотя, то была прямая агрессия. Литература учит другому. В ней важны не факты, а нарисованные образы. Вот здесь, да, можно писать сочинения, на разные темы, что мы и делали. Так что, я не уверен, что мы должны обсуждать что-то, больше чем факты, как и на уроках физики и химии, на уроках истории. Культуроведение я бы ... убрал. Вместо этого, возможно, была бы полезна история литературы. В литературе должна быть некоторая свобода трактовки образов. Здесь надо искать в себе островки морали и этики, то бишь цивилизованности. IMHO
"в украинской школе вы никогда не услышите развернутых мнений о гнусности Волынской резни"
Вообще-то волынская резня, о которой так много и громко вопит Россия, была одним из эпизодов многолетнего этнического противостояния поляков и украинцев в этом регионе. А таких эпизодов, когда и поляки устраивали украинцам резню, тоже было немало.
"Школьник, говорит научный редактор "Эксперта", не может составить собственное мнение о Петре или о Сталине, потому что он мало знает". -------
Научный редактор "Эксперта" прав в том, что школьник "не может составить собственное мнение о Петре или о Сталине" (вернее, может, но это мнение вряд ли будет правильным), но не прав в том, что обьяснеяет это недостатком знаний школьника. Проблема здесь не в знаниях, а в уровне развития лобных долей головного мозга (отвечяющих, в частности, за критическое мышление), которое завершается только к 21 году.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: