в блоге Свидетельская кунсткамера

Vip Дарья Костромина (в блоге Свободное место) 06.08.2015

12461

В последние три дня на процессе по делу Сенцова и Кольченко прошла целая галерея необыкновенных свидетелей.

Таинственные люди Кирюша и Дюс, братья, открыли представление заседание в понедельник. Напомним: Алексей Чирний в разговорах с завербованным ФСБ Александром Пироговым постоянно упоминает о Кирюше и Дюсе, их общих знакомых, говорит, что рассчитывает на их помощь в проведении взрыва, полностью им доверяет, а прежней компании, с которой совершал поджоги, не доверяет, что обсуждал с ними взрыв...

Итак, Кирилл Макаров (Кирюша). Весной 2014 года состоял в "народном ополчении" Крыма, то есть в самозваном пророссийском боевом патруле. Чирний, по его словам, об этом знал, но это ему не мешало хвастать тем, что он состоит в "Правом секторе", особенно в нетрезвом состоянии. Более того, он предлагал Макарову вступить в данную организацию (и вообще, будучи пьяным, предлагал всем вокруг), объяснил, что познакомился с представителями ПС в Киеве, его там завербовали, потому что готовился какой-то отряд, и теперь он десятник и сам вербует людей. Но Макаров отказался, так как ему это было неинтересно.

Обвиняемым по делу Макаров не стал, но 9 мая к ним с братом влетели сотрудники ФСБ, его доставили на допрос в наручниках, а потом отпустили. Кроме того, у них изъяли гранаты в небоевом состоянии и порох. Братья пояснили, что они занимаются разминированием снарядов времен Второй мировой войны. Еще они, по словам Макарова, разжигают тротилом костер, но это уже совсем другая история.

Андрей Черняков (Дюс, брат Макарова). По его словам, "Чирний собрал всех, брата позвал, говорил, недоволен, что отобрали Крым трали-вали, что-то надо делать, давай к нам, трали-вали. Я сказал: нет, друг. Пару раз он говорил про "Правый сектор". Я послушал, головой покивал, потом брату сказал: идиоты они, короче". Он также состоял в "ополчении".

Черняков в отличие от брата был заряжен на показания против Сенцова. Он говорил, будто бы Чирний постоянно упоминал ему о кураторе Олеге из "Автомайдана", причем, несмотря на отказ, был очень настойчив: раз восемь звонил с предложениями о встрече и каждый раз говорил, что это будет встреча с Олегом: "Иду по делам, а Чирний мне звонит-звонит: Дюс, приехал Олег, надо поговорить". И так восемь раз.

Чирния он, правда, видел в основном трезвым, но всерьез к нему не относился: "Я как человека-то Чирния не слишком воспринимал". Из любопытства, однако, он ходил на квартиру, где Чирний говорил, что надо взрывать какие-то объекты, но, несмотря на любопытство, пропускал его слова мимо ушей и не запоминал.
Чернякова в ФСБ также доставляли в наручниках. По его словам, на него было возбуждено уголовное дело за хранение боеприпасов. О результате этого дела он рассказал не очень внятно, вроде бы приговорили к штрафу.

Ну а теперь несколько цитат из разговора Чирния с Пироговым:

П.:То есть Ильич так и остается, короче?
Ч.:Конечно. Все остальное там уже Кирюша с Дюсом предлагали мосты, блин, линии электропередачи.

Ч.:Конечно, я Дюса, Кирюшу и тебя, я уже знаю черт знает сколько. Я знаю, что вы умеете работать вместе, я видел, как вы с Дюсом работали. И для вас со взрывчаткой вообще не надо работать, у вас другие задачи, но тем не менее вы друг друга знаете, друг другу доверяете, а я доверяю вам.

Ч.:Ну смотри, будильник тот же, Кирюха говорил. Будильники нереальная вещь? (речь идет об исполнительном механизме с системой замедления взрыва. - Д.К.)

Ч.:Сегодня ты вечером свободен? Если эта зараза (Кирюха) выйдет на связь, я хочу, чтобы вы пообщались в этом плане. Он сказал, что будильник, типа он знает, как будильник.

П.:А в дальнейшем, что ты думаешь? Через хизбов провести?
Ч.:Кирюха предлагал линии электропередачи на Севастополь, мост железнодорожный, ну тот, который непосредственно с нами рядом. Вот это то, что предлагал Кирюха.


Достаточно, да? Пророссийские "ополченцы" предлагают Чирнию разные способы и объекты взрывов. Чирний доверяет и им, и Пирогову, поэтому вряд ли врет в приватном разговоре. Сами они утверждают, что от навязчивых предложений Чирний отказались и дела с ним не имели. Следствие соединяет в одно дело эти их утверждения и прямые указания на противоположные факты - и ничего, нормально.

Варианта два. Либо Кирюша и Дюс намеренно провоцировали Чирния, не становясь в отличие от Пирогова агентами официально. Либо они стали "ополченцами" задним числом, после первых неприятных допросов.

Андрей Добровенко. Тоже "ополченец". Его легенда проста. Чирний сначала будто бы вел в его присутствии нацистскую пропаганду, которую он отвергал. Потом Чирний позвонил другому "ополченцу" Леониду Агапееву, спрашивал контакты Пирогова, утверждая, что ему нужен химик, который изготвоит энергетический коктейль для рыцарского турнира. Вместе с Добровенко Агапеев заподозрили неладное. Добровенко связался с Пироговым, узнал, что Чирний хочет сделать бомбу, и посоветовал обратиться в ФСБ (Пирогов обмолвился, что надеялся сдать Чирния "ополченцам", так что непонятно, кто на кого вышел).

Интересен Добровенко тем, что рассказал, как он вместе с сотрудниками ФСБ приехал к Пирогову домой, после чего с Пироговым состоялась беседа в машине. Произошло это за несколько дней до самостоятельной явки Пирогова в ФСБ с сообщением о готовящемся преступлении. И Пирогов, и засекреченный сотрудник ФСБ утверждают, что до этого прихода никаких контактов между ними не было, а Добровенко как-то и не знал, что нужно помалкивать о предварительной негласной работе.

К Сенцову, впрочем, это имеет крайне слабое отношение.

"Иванов Иван Иваныч". Тот самый сотрудник ФСБ (служба защиты конституционного строя), который курировал оперативный эксперимент с участием Пирогова. Не интересен вообще ничем.

"Александра Смирницкая", секретный свидетель. Утверждает, что присутствовала на встречах с участием Сенцова у клуба "Фрегат". Сенцов там якобы сначала говорил исключительно о мирных методах борьбы, а потом заявил, что таковые не работают и нужно взорвать памятник Ленину. Чирний вызвался, по ее словам, подрыв осуществить.

Интересна тем, что на один из вопросов защиты ответила "никак нет", а также говорила о себе то в женском, то в мужском роде (измененный голос не позволяет идентифицировать говорящего как мужчину или женщину). Вопрос адвоката Дмитрия Динзе, к какому гендеру причисляет себя "Смирницкая", был снят, так как он может способствовать рассекречиванию.

"Кирилл Кириллов", секретный свидетель, утверждающий, что работал со Степаном Цирилем в клинике медуниверситета. Смысл его показаний был в том, что Цириль вел националистическую пропаганду, считал врагами людей неукраинской национальности, а также хранил у себя в кабинете кипу агитации "Правого сектора". В марте 2014 года Цириль уехал на материковую Украину, а макулатуру изымали уже в ноябре, до этого она скромно лежала в кабинете. Бороться с вхождением Крыма в РФ Цириль якобы планировал любыми способами.

Динзе: Эта деятельность велась до референдума или после?
"Кириллов": И до референдума, и после информация поступала.


Ну согласитесь, "Иван Иваныч" выгодно отличается от других секретников тем, что не скрывает настоящего места работы.

Здесь уместно вспомнить еще одного уже не секретного коллегу Цириля - Андрея Юдина. Он давал показания в прошлый понедельник, 27 июля. Это был ад.

По его словам, Цириль ходил в эсэсовской шапочке и носил сумку с тризубом ("такая военная фашистская форма"), он заходил на сайт с изображением украинского герба, выходил из кабинета, чтобы поговорить по телефон, но постоянно хвастался тем, что у него есть оружие и что он прошел военные сборы в Польше, а потому не служил в армии Украины(?!). Сборы в Польше прошел примерно десять лет назад.

Дмитрий Пуртов, на момент поджогов состоял в "Крымской молодежной ассоциации политологов", сейчас состоит в МГЕР, вел группу "Стоп Майдан", чтобы противостоять силовому перевороту, но признает, что противостоять силовому перевороту не мог.

Смысл его появления в деле был в том, чтобы рассказать, как страшно ему стало после поджогов и как он нанял дополнительную охрану для своей организации, но он, кажется, об этом забыл и просто рассказал о своей деятельности. Ну и ладушки.
"Правый сектор" планировал некоторые действия, направленные на нарушение порядка. Но сам я проявлений не видел. Только появление надписей "Крым - это Украина" и украинских флагов на стенах, если это можно считать проявлениями "Правого сектора".

Григорий Черный, координатор "Национально-освободительного движения". По его мнению, действия поджигателей "были направлены на то, чтобы устрашить участников "крымской весны", общественников, А ТАКЖЕ МИРНЫХ жителей". Поведал, что "Правый сектор" - это подразделение США, с помощью которого Штаты хотели захватить власть в Украине.

Динзе: Войска какие-нибудь были в марте в Крыму?
Чёрный: Ну наверное же были.


Он стал свидетелем так: услышал о поджогах, испугался и пришел давать показания в органы госбезопасности по своей инициативе. Правда, органы госбезопасности занялись этими поджогами примерно через месяц после оных, когда стали пришивать их к делу о терроризме. Да и вообще странно предлагать свои показания, если ты ничего не знаешь о преступниках и самого преступления не видел.

Ярослав Бураковский, вор-рецидивист, арендовал комнату у Энвера Асанова. Последний раз был осужден за повторную кражу в 2011 году украинским судом, приговорен к 2 годам и 7 месяцам. Сейчас вновь арестован по обвинению в краже.

"Садитесь, - сказал председательствующий Бураковскому после установления его личности. И с ухмылкой добавил: "Или присаживайтесь, так, наверное, правильнее".

Он познакомился с Сенцовым на уличных встречах, а потом видел его на Петровской балке, в домовладении, где он арендовал жилье.

Бураковский: Я сказал, что работаю сварщиком, и Сенцов попросил меня сварить небольшие шипы, чтобы рассыпать в случае преследования.
Прокурор: Чьего преследования он боялся?
Бураковский: Не могу сказать. Он говорил, что в Киеве у него возникала такая ситуация. Если бы у него были шипы, он бы ушел тогда от преследования.


На второй встрече у клуба "Фрегат" Сенцов, по его словам, предложил перейти к радикальным действиям - взорвать или поджечь какой-нибудь связанный с Россией объект. Сенцов будто бы предложил тем, кто не готов идти до конца, в протесте не участвовать, и Бураковский отсеялся.

Согласно показаниям на следствии, Бураковский наблюдал конспиративные встречи на Петровской балке и видел, как Сенцов их организовывал. На процессе он пояснил, что видел Асанова, Сенцова и Афанасьева у себя дома пару раз мельком, они уже уходили, когда он приходил. Еще он должен был видеть, как Сенцов хранил в домовладении оружие и боеприпасы, но показал, что увидел эти запретные предметы только во время обыска. На следствии он уверенно опознавал Зуйкова и Боркина (находятся в розыске по делу), сейчас говорит, что помнит кличку Лекан (Зуйков), но не помнит, кто под ней скрывается, а Боркина совсем не знает.

Бураковский заявил, что предложение взорвать памятник Ленину исходило от Афанасьева. И большая часть указаний исходила от Афанасьева, который демонстрировал лидерские качества. На одной из встреч участники сообщества "Вконтакте" "Правый сектор Крыма" делились на подгруппы. Подгрупп было минимум три, и одной руководил Чирний. Какое к этим подгруппам имел отношение Сенцов, он не знает.

Бураковский по характеру любопытен. Именно это будто бы заставило его вступить в сообщество "Правый сектор Крыма" и посетить пару встреч. В показаниях Афанасьева он фигурирует как постоянный участник проукраинских митингов (возможно, следствие и под него копало, не исключено, что шантажировало). Говорит, что написал заявление на российское гражданство, но до сих пор почему-то имеет украинский паспорт. В 2015 году вывешивал у себя на странице:

81888



Александра Команская, посещала встречи у "Фрегата", давняя знакомая Афанасьева. Была на трех встречах, и Сенцов там призывал к радикальным действиям. Конкретика при ней не обсуждалась, но она знает, что готовился ряд терактов. Откуда знает, не пояснила, говорит, что информация в компании распространяется слухами.

Пока взгляды Афанасьева были мирными, она их поддерживала, но, как только тот сблизился с Сенцовым и проникся радикализмом, перестала. Геннадию постоянно говорила, что в России такие действия преступны. Несмотря на то что уже на первой встрече она поняла, что не согласна с Сенцовым, пришла еще дважды, а зачем - отвечать отказалась.

Показания выучила плохо. Сказала, что 10 или 11 апреля говорилось о подрыве и Ленина, и Вечного огня, а по фабуле обвинения замысел подрыва Вечного огня появился только в мае.


Материалы по теме

Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: