Не дверь, не бойся, не проси
На процессе Сенцова и Кольченко допрошены "потерпевшие"
В Северо-Кавказском окружном военном суде на процессе крымских узников Олега Сенцова и Александра Кольченко были допрошены "потерпевшие" Андрей Козенко и Александр Бочкарев. Об этом сообщает корреспондент "Граней" из зала суда. Оба "потерпевших" участвовали в заседании по видеосвязи из Симферополя.
Козенко, депутат "госсовета" аннексированного Крыма от "Единой России", в апреле 2014 года возглавлял исполком "Русской общины Крыма". Он рассказал, что в результате поджога штаба организации пострадали входная дверь, фасад и козырек над крыльцом, светильники, глазок и звонок. Был нанесен материальный ущерб в размере 30 тысяч рублей.
Козенко не смог ответить на вопрос Дмитрия Динзе, адвоката Сенцова, дестабилизировась ли обстановка в Крыму в связи с поджогом двери. "Я здесь не могу вам назвать конкретную причинно-следственную связь между дверью и дестабилизацией обстановки", - сказал потерпевший. Он также признал, что не сталкивался в Крыму с представителями украинских радикальных организаций.
Бочкарев - функционер симферопольской "Единой России". Незадолго до поджога штаба этой партии, вменяемого Сенцову и Кольченко, он перешел в ЕР из украинской Партии регионов. Штаб ЕР также раньше был штабом регионалов. Единорос рассказал, что во время захвата Крыма Россией состоял в "ополчении" региона и постоянно встречал активистов "Правого сектора", приезжавших с Западной Украины. "Моя задача была этих негодяев отлавливать и передавать куда следует", - заметил он.
Динзе поинтересовался, каким образом поджог штаба ЕР дестабилизировал обстановку в Крыму. Бочкарев ответил, что "был причинен ущерб нашему руководству". Когда же юрист поинтересовался, не дестабилизировал ли обстановку "референдум" 16 марта 2014-го, "потерпевший" заявил: "Референдум" сплотил народ Крыма!"
Ущерб от пожара Бочкарев оценил в 200 тысяч рублей. "В течение полутора месяца (после поджога. - Ред.) мы скитались!" - пожаловался он. Суд по ходатайству Светланы Сидоркиной, адвоката Кольченко, обязал "потерпевшего" подтвердить эту сумму, представив ряд документов, касающихся ремонта.
Олег Сенцов в зале суда. Фото: Грани.Ру
Следующие слушания назначены на 10 утра 27 июля. Затем заседания будут проходить с 29 июля каждый рабочий день без перерывов.
В заключение вторничных слушаний суд удовлетворил ходатайство прокурора об этапировании в Ростов для дачи показаний двух ранее осужденных фигурантов дела - Геннадия Афанасьева и Алексея Чирния. Как отмечалось, сейчас они содержатся в Москве и против дачи показаний в процессе не возражают. Ориентировочно допрос Афанасьева и Чирния планируется 30 июля.
Во вторник коллегия судей в составе председательствующего Сергея Михайлюка, Эдуарда Тараненко и Вячеслава Корсакова приступила к рассмотрению дела по существу. Гособвинитель Олег Ткаченко зачитал обвинительное заключение. Сенцов и Кольченко виновными себя не признали.
Перед этим суд отклонил ходатайство о допуске к Сенцову и Кольченко украинского консула во время процесса. Дипломат сможет встретиться с ними только после оглашения приговора. С ходатайством о допуске консула обратились адвокаты Динзе и Сидоркина. Они отметили, что крымские узники - граждане Украины. Сторона обвинения просила отклонить ходатайство, настаивая, что подсудимые - российские граждане.
Суд над Сенцовым и Кольченко. Первый день
Адвокаты просили суд проводить по два-три заседания в неделю, чтобы иметь возможность консультироваться с подзащитными. Однако судья Михайлюк настаивает на ежедневных слушаниях.
9 июля состоялось предварительное заседание по делу Сенцова и Кольченко. Суд продлил им арест до 16 декабря.
Сенцов и Кольченко в зале суда. Фото: Грани.Ру
39-летнему кинорежиссеру и активисту Автомайдана Сенцову инкриминированы часть 1 статьи 205.4 (организация террористического сообщества), два эпизода по пункту "а" части 2 статьи 205 (теракт, совершенный организованной группой), один эпизод по части 1 статьи 30 - пункту "а" части 2 статьи 205 (приготовление к теракту в составе организованной группы), а также часть 3 статьи 222 (незаконный оборот оружия и взрывчатки, совершенный организованной группой) и часть 3 статьи 30 - часть 3 статьи 222 УК (покушение на это же деяние).
ФСБ называет Сенцова лидером диверсионно-террористической группы "Правого сектора". Несуществующей группе приписываются поджоги штабов "Русской общины Крыма" и "Единой России" в Симферополе, совершенные соответственно 14 и 18 апреля 2014 года, а также подготовка в крымской столице взрыва у памятника Ленину. Режиссер считается причастным ко всем названным акциям.
По статье о теракте Сенцову грозит до 20 лет колонии. Своей вины ни по одному из вмененных обвинений политзек не признает.
25-летнему левому активисту Кольченко вменяется лишь один эпизод - участие в поджоге штаба "Единой России". Этот эпизод квалифицирован по части 2 статьи 205.4 (участие в террористическом сообществе) и пункту "а" части 2 статьи 205 УК. Санкция по первому из этих обвинений - до 10 лет колонии, по второму - до 20 лет.
Кольченко также не признает вину. Он подтверждает свое участие в поджоге, однако не соглашается с квалификацией этих действий по "террористическим" статьям. Показаний на Сенцова он не давал.
Помимо Сенцова и Кольченко в деле были еще два фигуранта - юрист и фотограф Геннадий Афанасьев и историк Алексей Чирний. Оба они пошли на сделку со следствием, оговорив как себя, так и Сенцова, и их дела выделили в отдельные производства, рассмотрев каждое в особом порядке. 17 декабря 2014 года Мосгорсуд приговорил Афанасьева к 7 годам строгого режима. 21 апреля 2015-го Северо-Кавказский окружной военный суд вынес такой же приговор Чирнию.
Статьи по теме
Замена родины
Крымские "террористы" Олег Сенцов и Александр Кольченко останутся в СИЗО как минимум до января. Следователи принудительно подарили им гражданство РФ и принадлежность к "Правому сектору". Кинорежиссеру Сенцову вменяют создание террористического сообщества по заданию "Правого сектора", а антифашисту Кольченко - участие в нем. ВИДЕО.
Глядя в камеру
ФСБ завершила следствие в отношении Олега Сенцова. Украинскому кинорежиссеру грозит до 20 лет по сфабрикованному делу о терроризме. В защиту крымского узника выступают российские и зарубежные коллеги-кинематографисты. Среди них Вим Вендерс, Агнешка Холланд, Кшиштоф Занусси и многие другие. Слово участникам международной кампании солидарности.