Приходькиада, или Как на "Культуре" фильм о Войновиче уценяли
Фильмы к юбилеям, или, как их называют, «датские», - дежурное блюдо нашего ТВ, и, должен признаться, я сделал их немало. В свое время канал «Культура» после первого фильма об Исааке Шварце довольно часто мне их заказывал. Так вышли мои вполне юбилейные фильмы о Георгии Гачеве, Мерабе Мамардашвили, Семене Липкине, Отаре Иоселиани, Анатолии Рыбакове, Викторе Некрасове, Александре Пятигорском и других видных деятелях отечественной культуры. Поэтому поступившее от продюсера Миры Тодоровской предложение снять фильм к 80-летнему юбилею одного из самых моих любимых писателей Владимира Войновича принято было без долгих раздумий. Это произошло зимой нынешнего года, каналом моя кандидатура была утверждена без особых возражений, и мы приступили к съемкам.
Для себя мы решили так – гусей дразнить не будем, касаться нынешних дел в Отечестве без острой необходимости не станем. Пусть будет фильм о судьбе писателя, а особенно о малоизвестном раннем периоде его жизни – начало войны в Запорожье, потом годы в эвакуации в самарских степных деревнях. Туда и поехали - ну, конечно и в Мюнхен, где прошли годы вынужденной эмиграции. Понятно, что три командировки – дело недешевое, но продюсер сама настояла на этом после просчета возможностей той очень средней и стандартной сметы, которая и была вначале предложена, а затем и утверждена в договоре с киностудией «МИРАБЕЛЬ» каналом «Культура». Никакой прибыли для студии от этого проекта не закладывалось, да и я сумму гонорара своего, понимая ситуацию, вообще решил не оговаривать.
В августе фильм был готов, продюсер отдала его для приемки на канал. Поначалу ничто не предвещало неприятностей. Курирующая фильм редактура приняла работу вполне благосклонно, практически без поправок отправив фильм, получивший название «Владимир Войнович. Остаться собой», дальше по инстанциям. И тут начались сюрпризы. Одна из больших начальниц, принимающая решение о приеме заказанных фильмов, после просмотра заявила, как мне передали очевидцы, следующее: «Фильм никуда не годится, он не о том и не про то, что хотел бы видеть канал в этот день». Что же именно хотел видеть канал "Культура" в этот день, так и осталось невыясненным, поскольку никаких устных или письменных замечаний с "культурного" олимпа не последовало.
Мы сделали еще одну версию фильма, руководствуясь своими соображениями, изменив последовательность некоторых эпизодов и добавив новые фрагменты. По общему мнению, фильм стал драматургически стройнее, динамичнее. Но он по-прежнему оставался в формате «Культуры» и с точки зрения политической злобы дня был вполне безобидным. Мира Григорьевна отвезла фильм снова на тот же канал той же важной даме. И тут, как мне кажется, дать слово надо бы именно ей, поскольку я при этой встрече не присутствовал и знаю дальнейшее с чужих слов. Не ручаюсь за точность, но было сказано следующее. Балаян снял очень плохой фильм, но канал может пойти навстречу и купить его только за полцены от суммы договора. Я не знаю реакцию Тодоровской, но свидетели говорят, что она в сердцах сказала, что уж лучше бы она этот фильм просто подарила.
На следующий день на студию «Мирабель» бухгалтерия прислала дополнение к договору, в котором предлагалось 500 (пятьсот) рублей за право показа. Потому что, видите ли, принять в дар они фильм не могут. То есть к словам Миры Григорьевны канал отнесся вполне себе серьезно.
Получается, к фильму у них претензий нет, но поскольку он так себе, дрянноватый получился, то и положена ему, как всякой дряни, уценка. Я не знаю условий договора между каналом и студией «Мирабель», да и не мое это дело вмешиваться в дела продюсерские. Пусть Мира Григорьевна меня поправит, если я в чем-то неправ или неточен. Но результат был достигнут – фильм, неугодный каналу в лице этой важной дамы, канал не приобрел, вынудив продюсера расторгнуть договор и остаться с убытками, примерно равными сумме этого договора.
Товарищ Сталин как-то обронил, что "любая проблема имеет фамилию, имя и отчество". Остается назвать даму – Наталия Борисовна Приходько. Я не имею чести быть с ней знакомым, даже не видел никогда в жизни. Но от коллег слышал о ней много хорошего - она профессионал и ветеран отечественного ТВ, умная и обаятельная женщина. Что заставило ее так глупо подставляться, остается только гадать. Но, думаю, отнюдь не только соображения экономии бюджетных средств телеканала. На этом можно бы было поставить точку, если бы история эта не вызвала во мне еще несколько воспоминаний на ту же тему. А именно о цензуре на канале "Культура" и о том, кем и какими методами она осуществляется.
В апреле 2004 года в программе «Острова» я сделал фильм о поэте и радиоведущем Игоре Померанцеве. Он рассказывал, как в советские годы на Украине его травил и преследовал КГБ, в результате чего он был вынужден, как и Войнович, покинуть страну и уехать на Запад. Тогда редактура на канале была еще не такой мощной и изощренной, как сегодня, и фильм пропустили. Но реакция начальства была молниеносной – программу на месяц лишили эфира (это легко проверить - в мае не было ни одного эфира, а программа "Острова" была тогда еженедельной). Мне лично никаких упреков не было, зато в ход была пущена информация о том, что Балаян и Померанцев протащили в эфир скрытую рекламу украинского шампанского. Это потому что один эпизод я снимал на Одесском заводе шампанского, где Игорь, будучи автором программы "Красное сухое", брал интервью у винодела. Год после этого я для канала не работал и жил, как всем ясно, на откаты от украинского виноделия.
После этого я сделал восемь фильмов в цикле «Беседы с мудрецами». Половину из них показывали в 1.30 ночи, когда эфир "Культуры" в Москве перекрывает «Евроньюс», а фильм о выдающемся современном украинском философе Вадиме Скуратовском не показали вообще - видно, просто стерли.
Следующий скандал разразился через три года, когда из моего опять же юбилейного фильма о Льве Копелеве руководитель программы "Острова" Виталий Трояновский лично вырезал 10-минутный эпизод о том, как еврей и коммунист Копелев вступился за мирных жителей Восточной Пруссии, подвергшихся массовому насилию в первые недели наступления нашей армии на германской территории. После того как я поднял шум, было заявлено, что это вылазка и диверсия, инспирированная "Радио Свобода" специально накануне Дня Победы (об этом рассказал в своей программе Владимир Тольц).
В следующий (и, видимо, уже в последний) раз на «Культуру» я вернулся через три года. Этой весной я снял по их заказу фильм о Лемешеве и Козловском «Эхо великих голосов», который встретил на канале такую же обструкцию. Нельзя, вишь ты, показывать Триумфальную площадь под пение арии Юродивого, нельзя показывать таджиков, стригущих газон у Большого театра. И даже (снова) – показывать издалека марку мотокос, которыми они это делают. Еще бы, какие откаты от фирмы получит этот прокравшийся в наш эфир коварный Балаян! Только вмешательство Сергея Шумакова остановило поток помоев, которые лили на этот фильм те же лица с той же дамой во главе.
Подводя этой заметкой итоги моего 12-летнего сотрудничества с каналом «Культура», с грустью могу отметить только одно. Все запреты, все цензурные поправки не спускаются сверху, как ни жаль. Ни Путин, ни Кремль тут не при делах. Все делается собственными руками, собственными репутациями, собственными именами. Путин только назначил всем этим редакторам европейские белые зарплаты, да разве что позволил закрыть глаза на то, что у каждого, даже мелкого начальника на канале есть своя или аффилированная с ним студия, через которую и пропускаются госзаказы канала. Потому-то канал так долго и упорно уничтожал собственное производство фильмов и программ, переведя его на заказное. Так что теперь и у госпожи Приходько, как мне сказали осведомленные источники, есть очень к ней близкая студия «Гамаюн», через которую пропускается, как говорят, до четверти всего эфирного производства. И мне поэтому нечего было возразить одной моей давней и весьма осведомленной знакомой, когда она объяснила ситуацию весьма прозаическими мотивами. «Да у них там все расписано и поделено, зачем им на этом поле еще и Тодоровская?» - прокомментировала она этот конфликт.
Когда-то Войнович решал свой квартирный вопрос в Союзе писателей СССР, сражаясь с неким кагэбэшником по фамилии Иванько. Итогом стала знаменитая повесть «Иванькиада», обессмертившая его фамилию, но не сохранившая имя персонажа. И мне очень жаль, что уважаемый профессионал Наталья Борисовна так опрометчиво предоставила великому писателю свою фамилию в день его юбилея.
Ведь жизнь так коротка. А искусство так вечно.
Комментарии
нет оснований не доверять рассказанной истории.. единственное, что я бы тут заметил -- это то, какую терминологию использовать при описании случившегося.
Вот например, я с некоторым удивлением заметил, что на этом сайте последний мой комментарий был удален без объяснения причин. вероятно, модераторы посчитали, что каким то образом были нарушены правила -- однако, никаких объяснений тому не представили. Поскольку какая-то дискуссия на эту тему, как я понимаю, на данном сайте вообще не предусмотрена, то в связи с этим я вынужден покинуть сайт Граней, поскольку произошедшее есть не что иное, как цензура, на мой взгляд. Засим прощайте.. -- без уважения, gr82
Перечитал Ваши немногочисленные предыдущие комментарии, согласен не со всеми из них. Но, тем не менее, пожалуйста уточните - Ваше неуважение относится к сменным дежурным модераторам или к аудитории форума?
Ну что тут сказать? Хомо советикус жив и в последнее время выглядит все моложе. Цензура и самоцензура в виде страха за работу возродилась в 2003 году на ТВ, это как бы общеизвестно.
Приходько Наталия Борисовна
Заместитель директора филиала ВГТРК ГТРК "Культура" - директор Дирекции цикловых и тематических программ.
Выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работала в Центре научного программирования Гостелерадио СССР, автор и редактор статей и сборников по истории и практике отечественного телевидения.
В течение трех лет была корреспондентом газеты «Советский солдат» Центральной группы войск (Чехословакия). После возвращения из заграничной командировки работала в Главной редакции кинопрограмм, была шеф-редактором программы «Кинопанорама».
С 1992 – на Российском телевидении, в творческом объединении «Лад». Автор идеи и соавтор (вместе с Львом Аннинским) цикла программ «Уходящая натура». В эфир вышло около 30 выпусков, которые были высоко оценены критикой и зрителями.
Лауреат премии ТЭФИ-96 (вместе с критиком Л. Аннинским и режиссером И. Калядиным) за документальный фильм «Симонов и Гроссман: сын и пасынок» из пятисерийного цикла о русских писателях ХХ века. Автор ряда фильмов о выдающихся деятелях культуры, в том числе о Г. Владимове, О. Лепешинской, Б. Ефимове, С. Колосове и др.
С 1997 - руководитель Студии познавательных программ телеканала «Культура», которая выпустила в эфир циклы «Цитаты из жизни», «Власть факта», многие научно-популярные, детские, религиозные, спортивные передачи.
С декабря 2002 года - руководитель творческо-производственного объединения телеканала «Культура».
С сентября 2006 года - заместитель директора Дирекции телеканала «Культура».
С мая 2010 года - заместитель директора директора филиала ФГУП ВГТРК ГТРК "Культура" - Директор дирекции цикловых и тематических программ.
Член Академии российского телевидения.
7 февраля 2008 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о награждении Государственными наградами «За большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность». Наталия Борисовна Приходько отмечена Орденом Почета.
гугль.сцылка нумер Раз
тут даже не цензура.Хуже-эта тетя нагло и жестоко кинула на деньги. С морально-этической т.зр. она поступила очень и очень не"культур"но. И вот эти люди еще осуждают молодежь за Трансформеров и леди Гагу.
Валерий Вазгенович! Продюсер готов выложить фильм в открытый доступ в сети?
Есть неплохая форма подтверждения интереса к творчеству. Она до неприличия банальна и большинство популярных авторов относится к ней негативно. Это голосование постфактум, после просмотра. В титры встроен адрес для перечисления минимальной фиксированной суммы, перечисляемой максимально доступным способом (SMS f.e), который оценивает прокатные возможности. Сумма для России должна быть минимальной, учитывая аудиторию. Результат позволяет прогнозировать доходность проекта, интерес зрителей к авторской идее. ??
"...у каждого, даже мелкого начальника на канале есть своя или аффилированная с ним студия, через которую и пропускаются госзаказы канала. Потому-то канал так долго и упорно уничтожал собственное производство фильмов и программ, переведя его на заказное" - силу откатов сетевым голосованием не победишь...
... да и нуждается ли уважающий себя признанный художник со стажем в доказательствах и передоказательствах интереса зрителей к его работам?..
... есть, наверное, в нашей "Культуре" какая-то прореха, иначе "Культура" уже выплатила бы неустойку авторам за напрасно потраченные силы, время и деньги..
"Неустойка" вероятно уже выплачена продюсеру, автор пишет "объяснительную записку" в адрес Грани.ру., в надежде на тиражирование, это очевидно.
Я обратился не к автору, но к Автору.((
на Культуре теперь не только цензура , но и пропаганда.
Вчера смотрел передачу А.Архангельского с экспертами (правда , ни одного специалиста по истории экономических учений не было) про марксизм - про его прошлое, настоящее и будущее. Бенефис одного явного пропагандона - будто-бы-главного-редактора.одного неизвестного журнала -....несмотря на ...марксизм живее всех живых...
Остальные что-то пытались сказать про опасную утопию, реваншизм идеологов совка, но тут же их слова заминались , прерывались либо этим пропагандоном, либо телеведущим. Уже не только цензура
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: