в блоге К вопросу об «исторической драке»

Vip Анатолий Голубовский (в блоге Свободное место) 30.09.2010

264

Этим письмом я обращаюсь к аудитории «Граней», мнение которой для меня важно. Дело в том, что некоторые тезисы статьи Николая Митрохина «Козлы обучения» искажают смысл, содержание и мотивацию высказываний и действий тех, кто участвовал в публичной критике учебного пособия Барсенкова-Вдовина. Речь обо мне, Николае Сванидзе, Зое Световой, Ирине Карацубе. И не только о них. К сожалению, текст будет длинный. В последнее время я убедился – хочешь добиться понимания, объясни все максимально подробно и повтори несколько раз. Потому что умение слушать и навыки понимания в самых рафинированных слоях общества почти атрофировались.

Я не знаком с Николаем Митрохиным лично, хотя знаю и высоко ценю его труды. Поэтому и не понимаю, куда делась его научная добросовестность при обсуждении такого «горячего» сюжета.

Прежде всего совершенно очевидно, что г-н Митрохин не читал текст, о котором ведет речь. Он не цитирует «Историю России. 1917-2009». Не читал он и программную статью Вдовина «Новейшая история России с позиций национально-государственного патриотизма», которая свидетельствует о том, что автор - нацист (я здесь ничего цитировать не буду – достаточно уже цитат в Сети).

На сайте «Эха Москвы» выложена стенограмма слушаний Комиссии по межнациональным отношениям, из которой также можно было многое почерпнуть и по поводу содержания этих текстов, и про то, из-за чего, собственно, сыр-бор. Есть еще моя статья в «Ведомостях», в которой как раз речь и шла о том, что в МГУ и в гуманитарном образовании в целом все плохо, нужны системные изменения, что не работают научно-методические механизмы, регулирующие университетскую жизнь. Есть мой блог на "Эхе" – там тоже много цитат и комментариев.

Создается впечатление, что г-н Митрохин, как и многие другие критики «либерального наезда на ученых», питаются какими-то обрывочными слухами и интернет-сплетнями. И к тому же искажают смысл высказываний – моих, например. Из расшифровки эховской программы почему-то был сделан вывод о том, что я не читал книгу Костырченко и не доверяю ему как ученому, потому что он получил « все возможные сионистские премии». В том, КАК цитируются мои слова, проявился, я бы сказал, esprit mal tourn&eacute Николая Митрохина. Он, видимо, считает, что употребление слова «сионистский» всегда демонстрирует антисемитизм говорящего. Это очень странно. Я всегда считал и считаю, что премии сионистских организаций – это большая честь и доказательство реальных научных достижений исследователей. А как звучит слово «сионистский» в устах Шевченко или Проханова – это проблема их и тех, кто их слушает. Наверное, и в душе Николая Митрохина производные от «сионизма» будят какие-то усердно подавляемые эмоции. Но зачем же валить с больной головы на здоровую? Я сказал то, что сказал, и от слов своих не отказываюсь. Молодец Костырченко, что получил именно «сионистские» премии. Если прочитать расшифровку, а не вырывать мои слова из контекста, станет понятно, что речь об этой книге зашла только потому, что Вдовин, по его собственному признанию, использовал выкладки Костырченко, но иначе их интерпретировал. По мнению Вдовина, они являются доказательством того, что государственного антисемитизма в СССР не было. Я упомянул эту книгу, чтобы люди поняли, как результаты изысканий серьезных ученых могут использоваться фальсификаторами. А вот зачем в первых строках своей статьи г-н Митрохин с такой скрупулезностью воспроизводит «настоящее» еврейское имя деда Зои Световой, первого декана истфака МГУ «Григория (Цви) Самойловича Фридлянда» - ума не приложу. Наверное, чтобы у читателя не было сомнений в том, что «организатор кампании» Зоя Светова - еврейка. По папе как минимум.

Далее следует цитата из Феликса Светова о либералах, о том, какие они были сервильные когда-то. И вроде бы речь идет о том, что отец-диссидент не одобрил бы действий Зои Световой, которая пошла на союз с "либералом преуспевающим и поощряемым начальством" (имеется в виду, наверное, Николай Сванидзе). Неужели нужно объяснять профессиональному историку, что либерал «новомирских времен» и нынешний не одно и то же. К тому же из приведенных слов отца вовсе не следует, что он не одобрил бы действий и статей дочери.

Зоя Светова прочитала «учебное пособие», которое глубоко возмутило ее как гражданина. Она написала про это статью, причем как честный и профессиональный журналист дала возможность высказаться всем сторонам – как критикам учебного пособия (мне и Никите Соколову), так и декану истфака Карпову, автору Вдовину и рецензенту, профессору Уткину. И они там рассказали много интересного. Вот и все. Однако г-н Митрохин считает, что Зоя Светова не выполняла журналистский долг, а «инициировала общественную кампанию». Чушь. Не было и нет никакой «кампании». Есть несколько статей, одной из которых заинтересовался Сванидзе, и к нему как к историку, выпускнику истфака и главе комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Зоя Светова обратилась за комментарием. Были слушания в Общественной палате. Был визит адвоката Мусаева и «отступные письма», подписанные «честными и принципиальными учеными». Было письмо Федерации еврейских общин России ректору Садовничему. А сейчас на истфаке заседает комиссия, которая анализирует текст «учебного пособия». При этом состав комиссии не оглашается, чтобы на нее «не оказывали давления». И вот ученые разбирают эту псевдонаучную дребедень и политические провокации, чтобы после 15 ноября обнародовать заключение.

А первый разбор содержания и опасностей явления под названием «учебное пособие Барсенкова-Вдовина» появился в журнале «Искусство кино» под названием «Чему учат учителей истории».

Я не собираюсь еще раз объяснять, почему чрезвычайно важна критика именно этого учебного пособия и тех механизмов, которые позволили попасть в публичное пространство лживому и махинаторскому тексту, замаскированному под учебный. Не хотите читать, лень – ну и ладно. Хотя странно, что серьезный историк не видит разницы между макулатурой, которой заполнены прилавки в «любом книжном магазине», и учебным пособием с грифом «рекомендовано УМС по истории и искусствоведению УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 "История"».

Кстати, интересно, г-н Митрохин действительно считает, что нацистов не нужно трогать до «системной модернизации» российского высшего образования? Может, все-таки можно использовать критику этого «учебного пособия», чтобы как-то сдвинуть ситуацию? Или пусть себе пишут и плодят боевиков, пока г-н Митрохин рассуждает о том, как нам обустроить высшее образование в России? Что же Вы, Николай, молчали до сегодняшнего дня?

И наконец, о мотивации. Бывает так, что люди совершают поступки (пишут статьи, выступают на радио и телевидении, приходят на слушания в Общественную палату) просто потому, что у них есть, извините за пафос, гражданская позиция и представление о том, что есть общественное благо. Поскольку г-н Митрохин далек от таких материй, у него возникают экстравагантные конспирологические версии: «Случайно или нет, что она (кампания против учебного пособия. – А.Г.) совпала с массированным и энергичным наездом прокуратуры на все реально действующие правозащитные организации, ибо последние два года правильные, все более либеральные слова с телеэкрана оборачиваются все большим зажимом демократических институтов на практике?». Видимо, об этом стоит срочно сообщить «Мемориалу», на сайте которого «ХХ век. Уроки истории» выкладываются публикации и материалы, связанные с дискуссией по «учебному пособию». От себя добавлю, что связь нашей «общественной кампании» с наездом на Лужкова и задымлением Москвы и области выглядит куда более очевидной.

Впрочем, все равно здорово, что с нескольких статей началась буча, из которой, может быть, что-то выйдет.

P.S. Совсем забыл. А кто, собственно, подает в прокуратуру? Общественная палата давно от этого отказалась. Ни я, ни Никита Соколов, ни Ирина Карацуба никогда не говорили о том, что это нужно делать. Николай Сванидзе в первом же интервью после слушаний в ОП обратил внимание на то, что он вовсе не стремится довести дело до суда. Я, например, считаю изгнание профессоров Барсенкова и Вдовина из профессионального сообщества и осознание причин, по которым они так долго и комфортабельно в нем существовали, вполне достаточной мерой, с которой может начаться серьезная работа по структурным изменениям системы гуманитарного образования.


Материалы по теме

Комментарии
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User adig, 30.09.2010 16:29 (#)

Чему учат

"ГУЛАК - плюс в модернизации всей страны"
Новая Газета от 15.09.2010
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/gulag13/00.html

Стоит почитать эту рецензию

User adig, 30.09.2010 16:30 (#)

ГУЛАГ - плюс в ....

User neponimaiy, 30.09.2010 17:47 (#)

ГУЛАГ - как много в этом слове, для россиян и американцев

В 1937г. в СССР насчитывалось 2236 тыс. заключенных, при населении СССР в 162 мил. чел. , или 1380 человек на 100 тысяч населения СССР.

В США в 2005 году на 100 тыс. населения в тюрьме сидело 738 человек т.е. 53% от сталинского ГУЛАГа образца 1937 года.

Из чего можно сделать вывод:

Репрессивная сталинская машина образца 1937г. вполне сопоставима с демократической репрессивной машиной США образца 2005г.

Для сравнения, в Японии в 2005г. на 100 тыс. населения было лишь 62 заключенных.

User nadejda, 01.10.2010 00:39 (#)

не надо путать божий дар с яичницей

даже елси ццифры и верны, в чем я совмневаюсь т.к. они даны без ссылки на исходные материалы( ктстаи в обсуждаемом учебнике точо так же все цифры без ссылок) так вот даже еоис цифры верны то етсь огромная разница в условиях содержагния заключенных- одно дело валить лес в сибири на голодном пайке а другое смотреть фильмы , заниматься на тренажерах, получать еды вдосталь и т.д. как это происходит в американских тюрьмах.

User neponimaiy, 01.10.2010 04:26 (#)

Я и не путаю

Кто же спорит, нравы и обычаи и уклад жизни начало 20 века и 21 век сравнивать некорректно. Но все же МАСШТАБЫ, они уж больно похожи.

цифры взяты из самых "нейтральных" источников:
_http://demoscope.ru/weekly/2009/0361/tema02.php
_http://demoscope.ru/weekly/2009/0361/tema03.php

User adig, 01.10.2010 11:20 (#)

В данном случае отличие "божьего дара от яичницы"

совершенно не в условиях содержания (хотя это тоже есть), а в том - ЗА ЧТО сажали "сталинские глаза и уши" и за что сажают в Штатах.
Хоть это уже банальнее выеденного яйца (яичницы)повторюсь: в штатах сажают за уголовные преступления, а советские "органы" ВЫПОЛНЯЛИ ПЛАН по зачистке населения - сажали за происхождение, за неосторожно брошенное слово, за то, что был в плену, за то, что бежал из плена, но не добежал, просто сажали, потому что сажали.

Так что "не надо путать божий дар с яичницей" - это мягко сказано. Ставить подобные вещи на одну доску - это провокация.

Разумеется в США есть уголовщина, смешно это отрицать, и "воры сидят в тюрьмах", что и должно быть.

User rfff, 01.10.2010 11:55 (#)

А что все про Америку, да про Америку?

В современной России интересно какая статистика?

User redhead, 01.10.2010 16:51 (#)
2914

Россия на втором месте в мире по количеству заключенных на душу населения. Китай, Венесуэлла и многие российские друзья вообще своих данных по заключенным не дают. В Америке почти половина заключенченных попались за потребление марихуаны, которая в Голландии легально продается. К тому же сроки 3 суток или 2-4 месяца и человек уже попал в статистику. А если в России б посадить всех, кто ворует?

Цифирки эти очень относительные. Сидит в Америке и в России почти одинаковое кол-во людей, но в Америке раскрываемость преступлений намного выше, да, к тому же в России и заявление-то не у каждого милиция возьмет и многие преступления втихушку покроет.

Любые сравнения России с Америкой позорят Россию. Всегда.

User semetr, 30.09.2010 18:41 (#)

Статья - типичное "отругивание". Я, мол, не цитировал, а пересказывал; сионистская премия - не в том смысле, а вот в этом... Все, что пбычно говорят, когда сказать нечего. Лучше автору вспомнить поговорку: попал в дерьмо, так не чирикай. А насчет изгнания авторов из сословия - кабы могли это сделать, то и не грозили бы судом. Похоже, что презрение ученых грозит как раз сванидзиной тусовке.

User redhead, 01.10.2010 16:55 (#)
2914

попал в дерьмо, так не чирикай

Это откуда такая поговорка? Типа, лей дерьмо на всех, кто тебе не нравится и пусть не чирикают?

А презрение "ученых" от блока "История КПСС и Едры", это сертификат о незамаранности.

User denny, 30.09.2010 20:44 (#)

прочитал внимательно,. не спеша,

стаью Вдовина «Новейшая история России с позиций национально-государственного патриотизма», убей Бог - не понимаю, что на Вдовина взъелись. Ну и что,- чечены, а украинцы - УНА ? Это как? А литовцы, латыши и эстонцы? Почему студенты не должны знать правду? По-моему, замалчивание правды - это и есть стимул для ксенофобии.

User neponimaiy, 01.10.2010 04:43 (#)

Залчивали в СССР сталинисты, комунисты. Замалчивают и в РФ.

Но документы опубликованы.

User redhead, 01.10.2010 17:01 (#)
2914

В чем правда, denny? В том, что русских против коммунистов встало даже больше, чем украинцев и чеченцев вместе взятых? Вы этой правды не знаете или не хотите знать? О ней почему-то Вдовин говорить не хочет.

И какой-такой народ в РФ "государствообразующий", если по Конституции - Основному Закону РФ - все граждане РФ равны, независимо от этнического происхождения? И кто и как будет определять "государствообразующий" вы или нет, по каким-таким параметрам? Это нацизм в чистом виде.

User neponimaiy, 02.10.2010 20:26 (#)

Это нацизм в чистом виде

Путаетесь дружок. Констатация существования национальностей или народов это разве нацизм? Нет.

Когда начинается нацизм?

Тогда, когда после такой констатации, начинается наделение отдельных наций и народностей преимуществом.
Вот, в Прибалтике, на Украине да и почти во всех нац. окраинах такое наделение преимуществом состоялось. Это и есть факт проявления нацизма, вызванного нео-национализмом - главной государственно образующей идеологией в этих государствах.

User denny, 30.09.2010 21:35 (#)

Ксенофо́бия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному

Вот это самое явление процветает и культивируется в Таджикистане, Азербайджане, Туркмении...Откуда я это взял? Просто я смотрел (и слушал) ТВ "Мир" , в частности, новогодние поздравления лидеров стран СНГ к своим гражданам (согласитесь, это - программные в своём роде заявления). Ну ладно, допустим лидер Азербайджана в своём воззвании "азербайджанцы, где бы вы не находились, всегда работайте на благо Азербайджана"- это хорошо, это не экстремизм. Пусть в поздравлении таджикам - несколько раз звучало " таджикская нация - главный приоритет". Вообще, советую смотреть Новогодние поздравления Глав стран СНГ - очень интересно и познавательно.
А в России никакой ксенофобии нет.

User asperk, 01.10.2010 06:04 (#)

Так же как и секса.

User adig, 01.10.2010 11:38 (#)

denny: А в России никакой ксенофобии нет.

Актриса Ольга Будина рассказывала в одной российской программе на телеящике: однажды она вывела ребенка (сын Наум) поиграть в песочнице. Там уже играл другой ребенок и рядом стояли его родители. Дети стали играть вместе и, естественно, родители разговорились и стали знакомиться. Когда родители того ребенка услышали имя Наум, возникла пауза, а потом вопрос: «А вы, что ... евреи?» Будина в ответ спросила: « А что, если мы евреи, то вы с нами не будете играть?». Родители забрали своего ребенка и ушли.

Часто любят утверждать, мол бытовая ксенофобия есть, но нет государственной. Но возникает вопрос: а куда девается ксенофобия бытового ксенофоба, когда он идет на работу в госучереждение? Он ее дома в шкаф запирает?
При современном всемогуществе чиновничьего аппарата, все фобии чиновника всегда при нём и неизбежно проявляются в его делах.

User adig, 01.10.2010 13:36 (#)

правка

... госУЧРеждение.

User neponimaiy, 03.10.2010 05:42 (#)

Он ее дома в шкаф запирает?

:)
Подумай лучше, из какого шкафа она ему в голову попадает. Говорят эта история уже насчитывает столетия {рус. - евреи}

User pater_leo, 30.09.2010 23:07 (#)

Русский Израиль

Благодаря антисемитам России Израиль стал занимать Четвертое место в мире по количеству русскоязычного населения (уехало из России очень много туда !) ( Украина, Белоруссия, Казахстан , Израиль, СЩА ...)- смотрите раздел "Русский Израиль" на сайте "Русский мир" - http://russianworld.wikispaces.com

User neponimaiy, 01.10.2010 04:32 (#)

Беженцы, говоришь :)

А мы думали вы за колбасой, а вот значит как, от преследований. Т.е. беженцы, а беженцем как я понимаю, пособие положено ;)

User adig, 01.10.2010 12:00 (#)

neponimaiy: А мы думали ..., как я понимаю ...

Думать надо, думать - это хорошо.
Но важно, ЧЕМ думать и на основании КАКИХ ЗНАНИЙ !
Если думать тем местом, которое для этого предназначено, опираясь на добросовестные источники, то и "как я понимаю" будет соответствовать уровню "думали".

Приехавшие на постоянное жительство в гос-во Израиль получают гражданство, а не статус беженца. И государственное пособие они получают вне зависимости от мотивов репатриации (возвращение на родину).

Разумеется мотивы отъезда из России самые разные - некоторые и за колбасой, некоторых одолевает "охота к перемене мест", но основная масс "отезжантов" искала возможность покинуть обжитое место из-за антисемитизма, возведенного в государственный принцип, из-за того, что невозможно было дышать в этой атмосфере лжи, произвола совпартаппарата, рабства и подавления всего и вся. О преследованиях же не знает только ленивый и недо..ок.

User neponimaiy, 02.10.2010 12:09 (#)

Израиль для пробитых лохов, настоящие евреи там не задерживаются :)

User podumal11, 03.10.2010 09:35 (#)

"возвращение на родину", на которой они сами никогда не жили и на которой не жили их предки в ближайших 20 коленах как минимум? Не смеши. В Израиль ехали из России только за лучшей жизнью, которой в России не было - ну типа "за колбасой". Те кто поумнее из Израиля уезжали в Америку или Европу

User farodo, 01.10.2010 08:05 (#)

Да ладно врать-то!

"Думали" они... Ага. Вам же нечем, а туда же!

User redhead, 01.10.2010 17:06 (#)
2914

Ага, в России нет ксенофобии, есть только "нелюбовь" ко всем понаехавшим, но они сами виноваты. Это ирония, если кому непонятно.

Автор, наверное, хотел серьезную дискуссию увидеть здесь. Зря надеялся. Все споры об этом руссо-нацистком учебничке по всему рунету заполонены антисемитами, которые по совместительству не любят всех нерусских, неславян и прочая, прочая...

User neponimaiy, 02.10.2010 20:35 (#)

"нелюбовь" ко всем понаехавшим

Это естественная форма защиты, свойственная всем моно-национальным соц. группам, особенно в бывших республиках СССР, в РФ тоже, но в меньшей мере, т.к. русские воспринимают "понаехавших", как материал для ИХ котла народов и культур.

Естественно, это форма ксенофобии интернациональна и зависит от средней образованности соц. групп.

User comrads, 01.10.2010 19:26 (#)

Что за люди выступают в первых рядах против историков?

Cванидзе - потомственный чекистский стукач; журнальчик New Times - сливной бачок ФСБ, через который Контора сливает копромат на неугодных и запускает различные "утки"; бандит Кадыров, лепший друг Кремля; Голубовский - ТВ-пропагандист на службе кремлёвской диктатуры. Какая тёплая милая компания цепных псов правящего режима. Только причём здесь либералы либеральные ценности, про которые они гавкают?

Вся эта гнусная травля историков, затеяна властью с двумя целями: во-первых, поссорить патриотов и либералов (настоящих а не фальшивых, вроде Светвоой или Сванидзе), не дать им объединиться против режима, и во-вторых, в очередной раз попугать прозападную еврейскую интеллегенцию угрозой погромов, чтоб она не слишком против путинского режима выступала.

User comrads, 01.10.2010 19:29 (#)

Гнусная травля историков

Что за люди выступают в первых рядах против историков?

Cванидзе - потомственный чекистский стукач; журнальчик "New Times" - сливной бачок ФСБ, через который Контора сливает копромат на неугодных и запускает различные "утки"; бандит Кадыров, лепший друг Кремля; Голубовский - ТВ-пропагандист на службе кремлёвской диктатуры.

Какая тёплая милая компания цепных псов правящего режима. Только причём здесь либералы либеральные ценности, про которые они гавкают?

Вся эта гнусная травля историков, затеяна властью с двумя целями: во-первых, поссорить патриотов и либералов (настоящих, а не фальшивых, вроде Световой или Сванидзе), не дать им объединиться против режима, и во-вторых, в очередной раз попугать прозападную еврейскую интеллегенцию угрозой погромов, чтоб она не слишком против путинского режима выступала.

User comrads, 01.10.2010 19:32 (#)

Свобода слова

К сведенью Голубовского и Ко. В РФ пока ещё свободу слова никто не отменял, а призывы карать людей за слова и мысли, чем занимается кучка псевдолибералов, в конце концов, обрушиваются на головы тех, кто с этими призывами носится. История советских евреев служит тому хорошим примером.

User vilmir, 02.10.2010 19:40 (#)

интересная тема

В особенности взвязи с недопущением моего отклика на сайте радио Свобода. Там была заметка о том, что на Алтае разрушают скифские курганы при строительстве дорог для русского вождя. Один товарищ откликнулся, что скифы и гунны - русские и потому их разрушают. Я возразил, что согласно выдающимся историкам Э.Гиббона, Э. Паркера, Шавань, Хирц и др. скифы и гунны относятся к тюркам. А тюрки, если имеют общего с русскими, то разве что тем, что они являются порабощенными народами у русских. Радио Свобода в свое время было создано США для содействия освобождения порабощенных народов. По-видимому, редакции не понравилось мое упоминание об этом историческом факте. Создается впечатление, что на радио Свобода толкуют денно-нощно о чем угодно, но только не о свободе и когда кто-то напоминает о предназначении радио, то это выводит тамошних начальников из себя. По мне, сейчас ГРАНИ гораздо демократический орган масс-медиа, чем радио с громким названием. Не знаю, на долго ли...

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: