статья Егеря снова останутся ни с чем

Илья Мильштейн, 11.12.2002
Ахмед Закаев. Съемки НТВ

Ахмед Закаев. Съемки НТВ

В Лондоне, в привычной обстановке международного скандала, начинается очередной суд по делу об экстрадиции Ахмеда Закаева. Как полагают почти все наблюдатели, даже российские, эмиссар Масхадова в Москву из Лондона не поедет. Его не выдадут России, невзирая на теплые личные отношения между Владимиром Путиным и Тони Блэром. Однако политические последствия этого почти запрограммированного решения британской Фемиды весьма любопытны и заслуживают комментария.

Похоже на то, что грядущее оправдание грозненского Гамлета на руку всем.

Вопреки расхожему мнению местной прессы, британский премьер не испытывает особых проблем в связи с начавшимся судебным процессом. Как известно далеко за пределами Лондона, суд в Англии независим, и личная точка зрения Тони Блэра никак не может повлиять на решение судьи Тимоти Уоркмана, ведущего процесс. Напротив, репутация Блэра могла бы сильно пострадать, если бы он решился как-то повлиять на исход дела. Ибо в Англии помимо независимого суда существует еще и независимое общественное мнение, такие вот издержки неуправляемой демократии... Что же касается личных взаимоотношений друга Тони с другом Владимиром, то они вряд ли омрачатся. "У меня такая работа - дружить с Путиным", - сказал как-то Блэр журналистам, и был прав. К тому же отношения эти основаны на вещах куда более прочных, нежели какой-то там суд. Лондон, в отличие от Копенгагена, верный союзник США в их нелегкой войне с мировым терроризмом. Как и Россия, для которой этот союз - самая большая внешнеполитическая удача последнего времени. Рисковать такой удачей из-за какого-то Закаева было бы верхом контртеррористической глупости.

Впрочем, Кремль не упустит своего, и в разговорах после суда будут преобладать политически выверенные презрительные ноты. Никак не порывая с Англией, российская власть не откажет себе в удовольствии напомнить миру о "двойных стандартах" Запада и о бен Ладене, который ведь ничуть не хуже Масхадова с Закаевым. Об этом уже заявил глава российского МИДа Иванов, присовокупил Иванов - министр обороны, и обязательно выскажутся еще многие. Решение лондонского суда облегчит Москве "торговлю" с Западом - по поводу Ирака, вступления в ВТО, новых кредитов, реструктуризации кредитов старых и т.д., - к чему, собственно, и сводится внешнеполитический стиль нынешнего кремлевского руководства: проигрывая, сохранять лицо и терпеливо ожидать отката. С другой стороны, гоняясь за чеченским "бандитом" по европейским столицам, Москва удовлетворит свое мстительное чувство, что полезно для политического здоровья. Любой психиатр скажет.

Наконец, выиграет и сам Ахмед Закаев. Подтвердив в двух европейских судах свою репутацию "голубя", он останется тем, кем был: вполне респектабельным господином, готовым в любой день и час к мирным переговорам с Москвой. Политиком, который настаивает на том, что проблема Чечни не может быть решена насилием. Олицетворением надежды на мирное разрешение конфликта в глазах западных лидеров. Живым укором упертой российской власти, которая ни с кем желает даже приступать к переговорам - ни с "ястребами", ни с миротворцами. Символом безнадеги для всех, кто без гнева и пристрастия размышляет об этой бесконечной войне. Ведь подобно Масхадову, его эмиссар давно уже ничего не контролирует в Чечне, да там и никто ничего всерьез не контролирует - ни федералы, ни Кадыров, ни Басаев. Мирный процесс в тупике, и вызволить его оттуда бессильны любые судебные процессы.

Илья Мильштейн, 11.12.2002


новость Новости по теме