"Международная амнистия" призывает Великобританию не выдавать Закаева России
Amnesty International ("Международная амнистия") призывает власти Великобритании не выдавать России Ахмеда Закаева. Как говорится в заявлении правозащитников, у них имеются веские основания для беспокойства о физической безопасности Ахмеда Закаева в случае его выдачи "ввиду широкого распространения пыток и плохого обращения со стороны российских властей". Более того, ввиду несовершенства российской уголовно-правовой системы "Международная Амнистия" обеспокоена возможностью предвзятого суда над Ахмедом Закаевым в Российской Федерации.
Посланник президента Чечни Ахмед Закаев был арестован по прибытии в Великобританию из Копенгагена 5 декабря 2002 года, после чего он был освобожден под залог. Он должен будет предстать перед магистратским судом Боу-Стрит в Лондоне 11 декабря 2002 года. Ранее "Международная Амнистия" приветствовала решение министерства юстиции Дании освободить Ахмеда Закаева после того, как российские власти потребовали его выдачи.
Дословно
Иван Рыбкин
(Об отказе Министерства юстиции Дании выдать России Ахмеда Закаева)
У Дании есть свое выверенное веками правосудие. Это правосудие мало реагирует на эмоции, на запальчивость и горячность, проистекающие даже от России. Это очень важно понять многим людям во власти сегодня. Поспешность, с которой стряпаются многие дела, как блины на сковородке на масленичной неделе, - эта поспешность ломает и коверкает судьбы многих людей. Такие дела не проходят в тех государствах, которые с нами вместе оберегают права и свободы человека в Совете Европы, экономические права в Европейском союзе, где нас пока еще нет.
Маленькая Дания ведет себя независимо, отстаивая права и свободы человека. Она это делала всегда. Общеизвестно, что когда гитлеровцы, унижая евреев во время войны, заставляли их носить желтые шестиконечные звезды, сам король Дании и вместе с ним тысячи датчан демонстративно надели эти желтые звезды. Тогда это был гибельно опасный шаг для людей. Совсем недавно Дания сказала несколько слов на государственном уровне по адресу Китая, где, с ее точки зрения, попираются права и свободы человека в окраинных районах страны. Дания потеряла на этом многие миллионы долларов, но не уступила, невзирая ни на какие дискриминационные меры Китая в отношении торговли с Данией. Наши тоже поспешили выстроить барьеры в отношении датских товаров и бизнесменов. Не нужно эти меры малют скуратовых, не подходящие и для внутренней политики, демонстрировать в политике внешней. Это неприлично для великой России, которую маленькая Дания щелкает по носу. Они нас поставили на место, а вслед за Данией будут ставить и другие. Унтер-офицерская вдова сама себя высекла.
Грани.Ру, 03.12.2002
Александр Гольдфарб
(О решении Министерства юстиции Дании не выдавать России Ахмеда Закаева)
Решение датских властей не выдавать России Ахмеда Закаева - это уже второй такой прецедент. Первым можно считать решение Испании не выдавать Владимира Гусинского. И говорит это не столько об отношении Дании к Закаеву, сколько об отношении к России. Это не вопрос виновности Закаева. Это вопрос репутации России в глазах Европы. Если бы Закаев был баском, Копенгаген несомненно выдал бы его Испании: Испания гарантирует правый суд и отсутствие политической подоплеки в приговоре. И наоборот, будь Закаев курдом, Дания никогда бы не выдала его Ираку. Иначе говоря, сегодня Дания вынесла вердикт не полномочному представителю Аслана Масхадова, а России, которая в глазах европейского правосудия явно ближе к Ираку, чем к Испании. Очевидно, у России не та репутация, чтобы рассчитывать на беспристрастность ее правосудия, быть уверенным в политической неангажированности обвинения, в торжестве закона - и на этапе следствия, и в ходе самого судебного процесса.
Грани.Ру, 03.12.2002
Николай Бордюжа
На мой утвердительный вопрос о том, что в представленных Генпрокуратурой РФ материалах есть прямые свидетельские доказательства его участия в массовых убийствах, представитель МИД Дании вновь заявил, что в Минюсте не нашли доказательств, достаточных для экстрадиции Закаева.
Первый канал, 03.12.2002
Филип Рикер
(О решении Министерства юстиции Дании не выдавать России Ахмеда Закаева)
Мы полностью доверяем способности датской правовой системы прийти к соответствующему выводу, основанному на материалах, предоставленных Россией. Я полагаю, это все, что могу заявить по этому вопросу.
Интерфакс, 04.12.2002
Статьи по теме
Экстрадиция не в английской традиции
Освободившись из копенгагенской тюрьмы, Ахмед Закаев направился в Лондон. Здесь ему предстоит явиться в суд, где будет рассматриваться российское требование о выдаче "международного террориста". В Генпрокуратуре уже пакуют для отправки в Великобританию свежеиспеченные доказательства причастности Закаева к убийствам, терактам и похищениям. Однако вряд ли английские судьи окажутся более впечатлительными и менее трезвомыслящими, чем датские.
Нерусский стандарт
Отказ Дании выдать российским властям Ахмеда Закаева был предсказуем. Предсказуемой оказалась и отечественная реакция на это событие. Представители МИДа, Генпрокуратуры, КПРФ единодушно заявляют, что принятое в Копенгагене решение продиктовано "двойным стандартом". В самом деле: разве можно заниматься юридическим крючкотворством, когда речь идет о борьбе с международным терроризмом? Был бы человек, а дело найдется! Но в Европе правовые стандарты и в самом деле иные, чем в России.
И не хочется, и колется, и прокурор велит
"Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх того, то от лукавого". Так сказано в Нагорной проповеди. Несчастный архимандрит Филипп, побывавший шесть лет назад в чеченском плену, а ныне оказавшийся под прокурорским прессом, на вопрос о том, давал ли он показания против Ахмеда Закаева, вынужден отвечать: "Есть показания о неразглашении показаний".
Уцененная амнистия
В Пятигорске вскоре будет вынесен приговор чеченскому военачальнику Саиду-Магомеду Чупалаеву. Если суд прислушается к доводам обвинения, ему могут навесить 17 лет строгого режима. Между тем судят Чупалаева за грехи первой чеченской кампании, которые в 1997 году государство отпустило ему и другим боевикам. Этим процессом Москва, похоже, хочет известить всех сподвижников Масхадова – амнистия не про них.
Партнеров больше чем надо
Вместо очевидно неудобного Масхадова российский президент выбрал партнеров по круглому столу из числа уважаемых граждан Чечни. В воскресенье они пришли в Кремль во главе с Ахмадом Кадыровым. В принципе у Кадырова есть что выбивать из Центра – от бюджета до конституции. Только нет никаких гарантий, что даже при полном непротивлении сторон в Чечне перестанет литься кровь. И не только в Чечне.