Политзеки советских времен помогают новым политзаключенным
Американский благотворительный фонд "Благодарность" намерен оказывать поддержку новым политзекам Михаилу Ходорковскому и другим заключенным по делу "ЮКОСа", а также адвокату Михаилу Трепашкину, чеченской студентке Заре Муртазалиевой. Фонд не сомневается, что эти люди являются политическими заключенными.
23 февраля в Гранях было опубликовано открытое письмо Елены Боннер, в котором совету директоров фонда "Благодарность" предлагалось рассмотреть вопрос об организации помощи новым политзаключенным. Совет директоров фонда принял соответствующее решение. Об этом говорится в заявлении, поступившем в редакцию Граней.Ру.
Фонд "Благодарность" был основан в США в 1998 году. Его миссией является помощь ветеранам борьбы за права человека в бывшем Советском Союзе и их семьям. В совет директоров фонда входят бывшие советские политзаключенные: Владимир Буковский, Эдуард Кузнецов, Юрий Федоров.
Справка
Решение Совета директоров Фонда ''Благодарность''
Друзья!
Cовет директоров Фонда "Благодарность" состоит из бывших политзаключенных и диссидентов, хорошо знакомых с практикой КГБ преследования инакомыслящих.
Диссидентов всегда сажали не только по политическим статьям, но и по чисто уголовным статьям, используя лжесвидетелей, провокации, произвольное толкование закона. Поэтому у директоров Фонда никогда не возникало сомнений о политическом характере преследований, Ходорковского, Лебедева, Крайнова, Пичугина, Трепашкина, Муртазалиевой и многих других, которые безусловно являются новыми политическими заключенными, которым наш Фонд будет оказывать посильную поддержку.
Возможности материальной помощи как старым, так и новым политзаключенным и их семьям определяется исключительно ресурсами нашего Фонда, которые в данное время крайне ограничены. При наличии достаточных пожертвований Фонд будет оказывать помощь всем известным ему политзаключенным.
Президент Фонда "Благодарность"
Юрий Федоров
Справка
Открытое письмо Елены Боннэр
Сегодня группа деятелей российской науки и культуры опубликовала письмо, в котором обращается к международным правозащитным организациям, и в первую очередь к "Международной Амнистии", с призывом о признании Михаила Ходорковского политическим заключенным.
В декабре прошлого года об этом же была резолюция Всероссийского Гражданского конгресса. Еще раньше с таким же призывом к "Амнистии" обращались несколько правозащитных организаций России, многие правозащитники и я в их числе. Однако кроме обещания следить за судебным процессом никакого ответа мы не получили.
В прошлые советские времена эта организация нам доверяла. И изменились не мы, и не рядовые члены "Амнистии", но ее руководство. На смену правозащитникам в секретариат пришли другие люди. Недавно на мой недоуменный вопрос, что же там происходит, один американский политик (который просил не называть его имени), объяснил мне. Все до смешного просто. Нынешний генеральный секретарь этой организации (из семьи дипломатов и сама в прошлом дипломат) надеется стать первой женщиной - генеральным cекретарем ООН. А для этого, прежде всего, надо не осложнять отношения с российской властью. И "Международная Амнистия" - организация не политическая, а правозащитная - по такому частному поводу отходит от своей миссии, когда-то четко воплощенной в трех лозунгах, равно обращенных к правительствам всех стран на планете: "Свобода узникам совести", "Долой смертную казнь", "Нет пыткам".
Так что нам, наверное, надо перестать надеяться на "Амнистию" не только в деле Ходорковского и других обвиняемых по делу "ЮКОСа", но и в других уже прошедших судебных политических процессах и, судя по тенденции развития басманного правосудия, во многих еще предстоящих. Доверять собственному выбору. И исходя из этого думать об организованной, регулярной помощи семьям новых, сегодняшних, узников совести.
В США в 1998 году был основан и зарегистрирован Фонд "Благодарность" (The Gratitude Fund), миссией которого является помощь ветеранам борьбы за права человека в бывшем Советском Союзе и их семьям. Совет директоров фонда - бывшие советские политзаключенные: Владимир Буковский (Великобритания), Эдуард Кузнецов (Израиль), Юрий Федоров (США). Президенты - Александр Гинзбург (посмертно) и Юрий Ярым-Агаев (США), до эмиграции член Московской Хельсинкской группы.
Мне представляется, что этот фонд мог бы взять, если директора его примут соответствующее решение, опеку над новыми политзаключенными. У него для этого есть серьезные основания:
1. Он уже зарегистрирован, а это долгий и сложный процесс.
2. Он недоступен российской власти и подотчетен только законодательству о благотворительных организациях США.
3. Все доноры по законодательству США имеют право списать с налогов свои взносы в фонд.
4. И последнее, но важное. У фонда нет оплачиваемых сотрудников, на которых во многих подобных организациях идет значительная часть собираемых средств.
Когда-то семьям ПЗК мы собирали по трешкам и пятеркам. Потом Солженицын основал свой фонд, и наши трешки и пятерки шли добавлением к нему, чуть позже был основан Фонд помощи детям политзаключенных. И группы "Амнистии" в разных странах опекали наших узников совести и их семьи. Потом мы все расслабились на полтора десятка лет. Но уже сегодня нашей помощи ждут семьи Данилова и Сутягина, Трепашкина и Муртазалиевой и многих (еще не сотни, но уже десятки) других. И семьи фигурантов "ЮКОСа", возможно, пока не нуждающиеся в финансовой поддержке, тоже ждут от нас внимания и человеческого тепла. Значит, пришла пора собирать камни. И если у нас не будет своего Майдана (а боюсь, не будет, и не только потому, что Церетели застроил своими страшилками лучшую и самую просторную площадь столицы), то можно готовить наши компьютеры (а у кого их нет – чистить старые пишмашинки) ко времени , когда "Эрика берет четыре копии".
Пока оно еще не пришло - это новопутинское время - прошу Грани.Ру, "Новую газету" и Washington ProFile опубликовать это письмо, обращенное и к директорам фонда "Благодарность" и к будущим донорам – нашему гражданскому обществу.
Елена Боннэр
22 февраля 2005 года