Бывший советский политзаключенный дает советы Ходорковскому
Нынешний житель США Юрий Федоров, отсидевший 18 лет в советских лагерях по политическим обвинениям, отправил открытое письмо находящемуся в заключении бывшему главе компании "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому. Федоров считает, что, бросив вызов российским спецслужбам, прямым наследникам КГБ, Ходорковский совершил героический поступок. Но бывший олигарх, по мнению бывшего диссидента, может недооценивать серьезность своего положения. Федоров советует Ходорковскому приготовиться к тому, что он уже никогда не выйдет из тюрьмы, полностью устраниться от следствия, а главное - немеленно отправить семью за границу.
Юрий Федоров сидел дважды. Первый срок (5 лет) по ст. 70 и 72 (антисоветская агитация и организация) получил совсем юным, еще школьником. Отсидел три года (1962-1965), освобожден по помилованию. Второй срок по статье 64 (измена родине) - 15 лет - получил за участие в известном ленинградском "самолетном деле". Отсидел его "от звонка до звонка" - с 1970 по 1985 год.
Справка
Несколько советов Михаилу Ходорковскому
Дорогой Михаил!
Ваше решение остаться в России и поспорить с КГБ - поступок героический, вызванный скорее всего тем, что Вы не совсем четко представляли, на что идете. Можно бороться с бюрократией, но только в правовом государстве. Как Вы уже, наверное, поняли, наше государство отнюдь не правовое. Право, Гражданский и Уголовный кодексы не имеют никакого отношения к тому, что с Вами происходит. Нельзя быть богатым и тем более нерусским в России - российский (все еще советский) народ этого не поймет. Тем не менее - поступок героический, и примите мой поклон.
Когда передо мной встала альтернатива: либо сдохнуть в ледяной камере тюрьмы, либо уехать за границу - я уехал. Оправданием мне может послужить то, что за мой 18-летний срок я много раз был свидетелем того, как звали на помощь и умирали зеки в соседней ледяной камере. Это было страшно. К ним никто не приходил: ждали, пока они подохнут. Наша помощь им - стучать в железные двери (и мы стучали) - была бессмысленной. Как правило, помирали они от неизвестных болезней, которыми никогда раньше не болели.
В мой тюремный срок я лично наблюдал, как убивали диссидентов и недиссидентов. Как брали человека на этап через два дня после серьезной операции. Этап из Сибири в Сибирь. Мне трудно обьяснить Вам, что такое был этап в то время. Надеюсь, Вы никогда этого не узнаете.
Может быть, Вы знаете, сколько человек расстреляли в 60-х, применяя закон c обратной силой? Я лично был свидетелем тому, как к человеку применили статью, по которой смертная казнь невозможна, но его вопреки всему приговорили к смерной казни и расстреляли.
Вы понимаете, безусловно, из каких людей состоят так называемые силовые структуры. Из тех же, Михаил, что и раньше, из тех же! Конечно, можно спорить о переменах, происшедших в России. Можно спорить о переменах, которые еще произойдут, но примите несколько моих советов, как старого зека. Может, они помогут Вам.
Совет первый:
Немедленно отправьте за границу Вашу семью. Ваша семья для КГБ - рычаг давления на Вас. Это во-первых. Во-вторых: в КГБ много самостоятельных чиновников, которые, поверьте мне, пылают неистребимой ненавистью ко всем, кто не в КГБ, и они способны на многое. И самое большее, что им грозит, - это перевод из московского управления КГБ в областное с повышением в должности.
Совет второй:
Устранитесь от следствия. Не читайте ваше следственное дело. Оно Вам, собственно, не нужно. И не подписывайте обвинительное заключение. Здесь вопрос такой - либо Вы доверяете следствию, либо нет. Если нет, не подписывайте. Пусть делают что хотят. Так и так они сделают что хотят. Не стоит им помогать.
Согласитесь психологически, что Вы навсегда останетесь в их лагерной системе. Правда и справедливость победят в конце, но это может быть, когда Вас уже не будет. Иными словами, приготовьтесь к тому, что Вам уже никогда не выйти из тюрьмы. Поверьте мне - это не отчаяние. Это как возможный худший вариант. Когда Вы с этим примиритесь, Вам станет гораздо легче жить.
Совет третий:
Где бы Вы ни находились (я имею в виду камеру, лагерь, тюрьму), не теряйте человеческого достоинства. Это главное. Даже перед угрозой смерти. Если Вы потеряете человеческое достоинство, то последующее будет хуже смерти.
Совет четвертый:
Не обольщайтесь хлопотами о Вас, даже если хлопочут известные люди. Если что случится хорошее, пусть это будет приятным сюрпризом. Не обольщайтесь: Вы попали в систему зла, а это серьезно.
Совет пятый:
Читайте классиков XVIII-XIX веков. Они помогут Вам освободиться. Менты будут думать, что Вы в камере, но Вы будете в другом месте. Там, где зло всегда проигрывает, а добро в конце всегда торжествует. Вопреки всему, это не мир фантазии. Это метафизическая реальность.
Совет шестой:
Установите себе минимум физических упражнений и никогда не отступайте от этой нагрузки, даже если Вы неважно себя чувствуете.
Совет седьмой:
В камере не доверяйте никому. Не говорите ничего громко. Вообще необходимо запомнить, что Вас не только прослушивают, но и просматривают. Всегда и везде. Даже если это кажется невозможным. Помните, что при желании это возможно всегда и везде. Есть ли у НИХ желание - не Вам решать. Я думаю - есть.
Совет восьмый:
Остерегайтесь тех, кто будет очень близок к Вам по мировоззрению. Обычно таких людей мало. Всегда существуют какие-то споры и расхождения. Помните, что всякий, кто общается с Вами, может дать показания, угодные следствию. Однако не уклоняйтесь от общения с сокамерниками. Только будьте осторожны.
Совет девятый - он же первый и последний:
Отправьте свою семью за границу.
Юрий Федоров
3 февраля 2004 года
Дословно
Иосиф Бродский
(Инструкция заключенному)
В одиночке при ходьбе плечо
следует менять при повороте,
чтоб не зарябило и еще
чтобы свет от лампочки в пролете
падал переменно на виски,
чтоб зрачок не чувствовал суженья.
Это не избавит от тоски,
но спасет от головокруженья.
1964, тюрьма