Ростовский суд вынес первый приговор по делу об эвтаназии
Ростовский суд приговорил двух девушек, лишивших жизни тяжело больную женщину, к четырем и пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Как передает РИА "Новости", 17-летняя Кристина Патрина приговорена к пяти годам лишения свободы, а 14-летняя Марта Шкерманова - к четырем.
Суд признал девушек виновными в убийстве летом 2004 года 32-летней женщины, парализованной в результате полученной в аварии травмы. Со своей стороны подсудимые утверждали, что женщина сама попросила их лишить ее жизни.
Гособвинитель просил суд назначить подсудимым наказание в виде лишения свободы сроком на 7,5 лет. "Убийство было совершено только потому, что девочкам было обещано вознаграждение", - заявил он. Суд счел доказанными обвинения прокуратуры, предъявленные подсудимым по пунктам "в", "ж", "з" части 2 статьи 105 УК РФ ("убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершенное группой лиц по предварительному сговору"). По мнению суда, в ходе процесса не было установлено, что девушки совершили убийство из сострадания. "Определяющим мотивом преступления стало для них обещанное вознаграждение", - заявила судья.
В свою очередь защита просила оправдать своих подзащитных, мотивируя это тем, что их единственным мотивом для совершения преступления было "желание избавить тяжело больного человека от мучений".
Справка
"Легкая смерть" в России
Согласно "Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан" эвтаназия в России запрещена. Статья 45 закона запрещает "удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни", и предусматривает уголовную ответственность не только для лиц, осуществляющих эвтаназию, но и для тех, кто склоняет к ней больного. Запрещает эвтаназию и Этический кодекс российского врача. В статье 14 кодекса говорится, что "эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного". Широкой дискуссии по проблемам эвтаназии в России не ведется. Что касается общественного мнения, то по данным считает, что "могут быть ситуации, при которых применение пассивной эвтаназии является справедливым и действительно может рассматриваться как гуманное отношение к умирающему больному, ибо, имея неотъемлемое конституционное право на жизнь, он должен в соответствии с международными нормами при определенных обстоятельствах иметь право решать вопрос о ее прекращении".
С точки зрения права вопрос об эвтаназии в России закрытым считать нельзя. Те же самые "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" помимо статьи 45 содержат статью 33 - "Отказ от медицинского вмешательства". А согласно ей "гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения", что создает возможность легального использования пассивной эвтаназии. Нелегальная практика эвтаназии, прежде всего ее пассивной формы, существует во всех странах мира, и Россия в этом смысле не исключение.
Справка
Американцы и "убийство из милосердия"
Первая в мире попытка узаконить эвтаназию была предпринята в 1906 г. в штате Огайо. Тогда Законодательное собрание штата проголосовало против законопроекта. В 1938 г. преподобный Чарльз Фрэнсис Поттер основал Американское общество эвтаназии. После многолетних безуспешных попыток изменить законодательство эта организация сосредоточила свои усилия на праве человека соглашаться на лечение или отказываться от него. В 1967 г. адвокат Луис Катнер совместно с Обществом впервые в мире разработал форму документа (теперь он называется living will), в котором человек официально заявляет, что не хочет, чтобы в случае неизлечимой болезни врачи поддерживали его жизнь.
В конце 70-х и в 80-е годы общественное мнение начало меняться в пользу права на "смерть с достоинством". Большинство американцев теперь поддерживают эвтаназию для неизлечимо больных. В ходе опроса, проведенного в 1995 году Институтом Гэллапа, за это высказались 75 % респондентов. Появилось множество групп, выступающих за "право на смерть", среди которых "Общество цикуты", "Сострадание умирающим", "Выбор для умирающих". В штате Нью-Йорк и в округе Колумбия сторонники эвтаназии обратились в суд, чтобы оспорить законы, запрещающие помочь людям умереть. Они настаивали, что такой запрет ограничивает свободы, провозглашенные американской Конституцией. В июне 1997 года, после полугода дебатов, Верховный суд постановил, что американцы не имеют конституционного права на смерть с помощью врача, но, с другой стороны, самоубийство с помощью врача не противоречит Конституции. По решению суда, каждый штат должен рассматривать эту проблему самостоятельно и либо разрешить эвтаназию, либо запретить ее.
В штате Орегон в 1994 году был путем референдума принят закон, дающий врачу право прописать неизлечимому пациенту, не могущему, по оценкам специалистов, прожить более полугода, смертельный препарат, принять который больной должен самостоятельно. Врачи обязаны предоставить ему исчерпывающую информацию о диагнозе, прогнозе, возможном риске и альтернативах (таких, как помещение в хоспис). Безнадежность болезни, свободу воли и информированность пациента, а также его способность принимать решения должен подтвердить еще один врач помимо лечащего. Если один из врачей сочтет, что больной страдает душевным заболеванием, которое влияет на его решение, пациента необходимо направить на психотерапию. Пациент должен сделать одно заявление в письменной форме и два в устной. При этом он, разумеется, имеет право в любой момент изменить свое решение. От момента заявления до выписки рецепта врачом должно пройти не менее 15 дней. Действие закона распространяется только на жителей Орегона. Активная эвтаназия ("милосердное убийство") находится под запретом.
Сразу же после голосования пролайфисты обратились в суд с протестом, и действие закона было заблокировано на три года. Он вступил в силу только в октябре 1997 года. Тогда противники эвтаназии во властных структурах штата настояли на повторном референдуме. Голосование состоялось 4 ноября 1998 года, и закон "О смерти с достоинством" набрал еще больше сторонников, чем в первый раз.
Справка
Страна победившей эвтаназии
Закон о легализации эвтаназии, принятый в ноябре 2000 года парламентом Голландии, официально сделал маленькую страну пионером в области добровольной смерти. Благоприятные условия для эвтаназии существовали в Голландии еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Если при эвтаназии врач следовал десяти пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог не бояться уголовной ответственности. К 1998 году, согласно исследованиям роттердамского Университета Эразма, добровольную эвтаназию поддерживало 92 процента населения Голландии. И несмотря на часто выдвигаемые аргументы религиозного характера, в пользу возможности прекращения жизни пациента по собственному желанию высказывалось было настроено значительное большинство верующих, в том числе 96 процентов католиков. Видимо, поэтому, несмотря на сопротивление оппозиции, закон прошел в нижней палате парламента с легкостью. После того как он будет утвержден верхней палатой, добровольная смерть от руки врача будет в Голландии окончательно узаконена.
Новое законодательство отменяет часть действовавших ранее правил, оставляя в силе лишь четыре. Физические или психические страдания больного должны быть непереносимыми, о прекращении своей жизни он должен попросить несколько раз, в том числе и в письменной форме, способ прерывания жизни должен быть медицински приемлемым, а документы об эвтаназии должны подписать как минимум два врача. Закон также предусматривает, что решение о конкретных сроках проведения эвтаназии больной может передать врачу. Право на эвтаназию предоставляется голландским гражданам с 16 лет. Опустить в законе возрастную планку до 12 лет поборникам эвтаназии не позволили.
Статьи по теме
В Америке надо жить долго
В штате Флорида в эти дни разворачивается одна из величайших драм в истории медицины. В спор между жизнью и смертью вмешались все три ветви власти. Америка напряженно ждет, чем закончится тяжба: позволят 39-летней женщине, которая, по словам врачей, последние 13 лет ведет "растительный образ жизни", уйти в мир иной или ей суждено и впредь годами пребывать на положении живого, но безнадежного пациента.
Тупик милосердия
Она сидит в инвалидном кресле и с великим трудом печатает на портативном компьютере одну-единственную фразу. "Я хочу лишь того, на что имею право: уйти из жизни с достоинством", - пишет она, потому что давно уже не может говорить. И ходить. И вообще - двигаться. Она парализована. За ее спиной, вцепившись в ручку кресла, застыл муж Брайан.
Не допустить до греха
Есть в наших дискуссиях одна особенность. Практически все участники категорически против того, чтобы доверять решение своей судьбы даже самым близким родственникам, даже на основании согласия на "легкую смерть", подписанного в добром здравии. Мысль, которую все они выражают по-разному, сводится примерно к следующему: "Я, может быть, еще мог бы вылечиться, а теперь родственники наследство поделят, а меня - на тот свет".
Корабль мертвых в нейтральных водах
Голландцам предоставлено право выбора. Жителям других стран пока остается вглядываться в туманную даль в ожидании корабля под голландским флагом. Не исключено, что доктор Нитшке решит осчастливить их своим появлением.
Австралийский "Доктор Смерть"
"Я мало что могу для себя сделать и нуждаюсь в уходе 24 часа в сутки... я все время боюсь упасть и повредить свои хрупкие кости. Меня нельзя даже обнимать: это чревато переломами ребер", - продиктовал незадолго до смерти Дент и, оставшись наедине с компьютером, сказал "да".