статья Фантастические скульптуры в Туманности Кошачий Глаз

Максим Борисов, 13.09.2004

Туманность NGC 6543. Фото NASA, ESA, HEIC и The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

На детальном снимке, полученном с помощью космического телескопа NASA "Хаббл" (Hubble), Туманность Кошачий Глаз (Cat's Eye Nebula) напоминает всепроникающее демоническое око злого волшебника Саурона из недавнего кинофильма, снятого по знаменитой книге Толкиена "Властелин колец".

Туманность, формально носящая обозначение NGC 6543, находится на расстоянии около 3 тысяч световых лет от Земли в созвездии Дракона северного полушария и относится к числу самых первых планетарных туманностей, обнаруженных астрономами, однако при этом ее структура - одна из самых сложных. Известно, что планетарные туманности появляются тогда, когда подобные Солнцу звезды освобождаются от своих внешних газовых слоев, которые и формируют яркую, подсвеченную лучами раскаленного ядра светила туманность с удивительными и запутанными формами.

Еще в 1994 году "Хаббл" показал, что NGC 6543 содержит удивительно прихотливые структуры, включающие концентрические газовые оболочки, струи быстродвижущегося газа и необычные, вызванные ударными процессами газовые "узлы". Новый снимок от камеры ACS (Advanced Camera for Surveys) "Хаббла" демонстрирует одиннадцать или даже большее количество концентрических колец, иначе говоря, оболочек вокруг Кошачьего Глаза. Каждое такое "кольцо" фактически представляет собой срез сферического пузыря, проектируемого на небесную сферу - именно поэтому они и кажутся такими яркими по внешним обводам.

Проведенные наблюдения позволили сделать вывод, что звездное "извержение" (речь идет о целой серии выбросов) происходило в 1500-летнем интервале. Эти "звездные конвульсии" создали пылевые оболочки, каждая из которых содержит массу всех планет нашей собственной Солнечной системы (или один процент от массы Солнца). Эти концентрические "пузыри" образуют вокруг умирающей звезды слоистую структуру, похожую на луковицу. Их расширение заметно, если сравнивать изображения "Хаббла", полученные в 1994, 1997, 2000, и 2002 гг.

До недавнего времени считалось, что такие оболочки вокруг планетарной туманности - явление довольно редкое. Однако Романо Корради (Romano Corradi) из Испании и его сотрудники в статье, изданной в европейском журнале "Астрономия и Астрофизика" (Astronomy and Astrophysics) в апреле 2004 года, показали, что формирование этих колец, скорее всего, является правилом, а не исключением.

Для астрономов стало неожиданностью то, что случаи потери вещества в конце жизни звезды могут повторяться каждые 1500 лет. Этому факту было предложено сразу несколько объяснений, включая действие циклов магнитной активности, подобных циклу солнечных пятен у нашего собственного Солнца, действие звездного компаньона (или компаньонов), обращающихся по орбите вокруг погибающей звезды, и звездные пульсации. Еще одно возможное объяснение подразумевает, что вещество было изгнано лишь единожды, а "система колец" возникла позже за счет образования волн в уже выброшенном материале. Требуются дальнейшие наблюдения и теоретические исследования для того, чтобы сделать окончательный выбор между этими и другими возможными объяснениями.

Dying Star Creates Fantasy-like Sculpture of Gas and Dust - HubbleSite - News Center