новость Европейская обсерватория "Гершель" восстановила свою работу

19.01.2010
Herschel. Изображение ESA

Европейский космический телескоп "Гершель" (Herschel) снова заработал в полную силу после того, как инженерам удалось восстановить с ним связь, пишет BBC News. Один из главных научных инструментов на его борту - спектрометр HiFi (Heterodyne Instrument for the Far Infrared) - был выключен в течение трех месяцев после вывода телескопа в результате сбоя в работе, вызванного, судя по всему, космическим излучением. И вот теперь консорциуму во главе с голландскими специалистами, который ведет эксперимент HiFi, удалось переключить спектрометр на резервный канал связи. Этот неприятный эпизод не повлиял на работу двух других инструментов на борту телескопа.

"Гершель" был запущен Европейским космическим агентством в мае прошлого года и находится теперь в точке Лагранжа L2 в 1,5 млн км от Земли. Телескоп работает в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах и обладает крупнейшим главным зеркалом в истории космических обсерваторий (диаметром 3,5 метра). Назван телескоп в честь астронома Уильяма Гершеля (William Herschel), который открыл инфракрасное излучение 200 лет назад.

Спектрометр HiFi предназначен для получения спектров излучения отдаленных звезд и галактик. Он работает в режиме высокого разрешения. Однако в августе прошлого года спектрометр начал давать аномальные результаты измерений и был отключен.

Несмотря на возникшие трудности, специалистам из центра управления удалось обнаружить в схеме спектрометра дефектный диод, который был выведен из строя всплеском космического излучения. Подобно большинству приборов и инструментов на борту космического телескопа, у спектрометра HiFi дублированные органы управления. Инженерам удалось послать на "Гершель" сигнал, который включил резервный блок управления прибором. Кроме того, они смогли разработать и заслать на борт новые команды, которые должны будут предотвратить повторение ситуации, приведшей к аварии.

"Гершель", как планируется, будет функционировать три года - до тех пор, пока не испарится гелий, используемый в системе охлаждения. После этого детекторы инструментов потеряют свою чувствительность.

19.01.2010