новость Московий рождается при бомбардировке калифорния

17.10.2006

Российские и американские ученые получили новый - 118-й - сверхтяжелый элемент периодической таблицы Менделеева. Исследования проводились в российской Дубне в Лаборатории ядерных реакций имени Флерова ОИЯИ (Объединенного института ядерных исследований) совместно с группой из американской Ливерморской национальной лаборатории (Lawrence Livermore National Laboratory, Калифорния) в феврале-июне 2005 года. Исследователи указывают, что ядро нового элемента образовалось в результате бомбардировки мишени из калифорния-249 атомами кальция-48. Первые свидетельства успешного синтеза были получены еще в 2002 году, однако тогда данных оказалось недостаточно для однозначного подтверждения успеха. Теперь эксперимент удалось воспроизвести и собрать дополнительные свидетельства того, что элемент 118 действительно был получен.

Предполагается, что этот элемент (временное название - "унуноктий" или "эка-радон", его ядро содержит, соответственно, 118 протонов) займет место в самом конце периодической таблицы Менделеева. Российские ученые еще несколько лет назад, когда началась подготовка к экспериментам, предложили назвать его "московий". Но окончательное решение должен принять Международный союз теоретической и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry).

Открытие в 1940-1941 годах первых искусственных элементов - нептуния и плутония - положило начало новому направлению ядерной физики и химии - исследованию свойств трансурановых элементов для их последующего применения во многих областях науки и техники. С тех пор вопрос о существовании верхней границы таблицы элементов Менделеева представляет очень большой интерес для фундаментальной науки о строении материи и ее превращениях. Подобные исследования проводятся во многих крупных научных центрах Германии, США, Японии, Франции и России. А самый тяжелый из естественных элементов - уран - содержит "всего" 92 протона.

Сверхтяжелые ядра, переполненные положительно заряженными протонами и незаряженными нейтронами, имеют обыкновение быть чрезвычайно нестабильными. Это происходит потому, что протоны как одноименно заряженные частицы просто отталкиваются одна от другой, причем силы этого отталкивания пропорциональны квадрату от их общего количества (и ядерных сил, "цементирующих" нуклоны в ядре, уже недостаточно). С увеличением атомного номера элемента его время жизни резко уменьшается. Если время полураспада урана составляет миллиарды лет, то 112-й элемент распадается за 0,02 миллисекунды.

Закономерность, таким образом, довольно простая и естественная, однако в середине 60-х годов прошлого века теоретиками была выдвинута гипотеза о возможном существовании очень тяжелых долгоживущих атомных ядер, принадлежащих к так называемым "островам стабильности", то есть даже среди этих "супертяжеловесов" могут существовать устойчивые "счастливцы", если они содержат "магическое" число протонов и нейтронов. Эта гипотеза впервые получила экспериментальное подтверждение в исследованиях, проводимых группой академика Юрия Оганесяна в Лаборатории ядерных реакций имени Флерова. Были синтезированы 114-й и 116-й элементы и показано, что они живут в десятки и сотни тысяч раз дольше, чем их более легкие предшественники. Наличие таких "магических" чисел обусловлено тем, что структуры, выстраивающие атомное ядро, оказываются полностью заполненными - нейтроны способны образовывать конфигурацию, которая минимизирует контакт между протонами. Следующий устойчивый сверхтяжелый элемент, вероятно, заполнит очередную "щель" в периодической таблице в районе атомных чисел 120 или 126.

В 2001 году уже было опротестовано объявленное с большой помпой открытие элемента номер 118: выяснилось, что немецкий физик-ядерщик болгарского происхождения Виктор Нинов, который руководил тогда группой американских ученых в Беркли, в поисках нового элемента банально подделывал данные. Этим было нанесено чрезвычайное оскорбление всему научному сообществу.

Ученые РФ и США синтезировали новый элемент