Религия
В блогах
Иоанн (Попов), митрополит Белгородский и Старооскольский
В первые месяцы войны практически более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеные, они были убиты.
Это была жертва несоизмеримая. Это была жертва, которая была принесена за безбожие.
И войну выиграли крещеные люди - те, кто призваны были, для того чтобы духовно победить эту машину хорошо отлаженную,
Екатерина Кузёмка, замглавы Екатеринбурга по внутренней и информационной политике
Сегодня усилия всех властей в нашем регионе направлены на рост и всестороннее развитие Екатеринбурга. Мы боремся за получение средств на вторую линию метро, которая так важна для горожан. Прорабатывается программа по обеспечению уральской столицы школами, мы приступаем к их строительству. Разрабатывается программа по озеленению города.
Сегодня из-за конфликта вокруг строительства храма в первую очередь страдает репутация самого Екатеринбурга. С федерального и международного уровня мы смотримся как протестный город, а иногда и вызываем недоумение, которое появляется в связи с негативным отношением горожан к храму.
Во-вторых, под угрозой перспективы развития города: мы рискуем остаться без второй ветки метро, без крупных международных мероприятий. Мне бы хотелось, чтобы организаторы этих акций осознавали масштаб ущерба, который они наносят городу.
...Я бы хотела не как заместитель главы, а как опытный политтехнолог отметить, что благодаря СМИ и социальным сетям протест сегодня аккумулируется мгновенно. И многие горожане, не обсуждающие вопрос строительства и даже не интересующиеся этой темой, могут быть так или иначе в нее втянуты. А последствия этого, как показывает практика других городов и даже государств, могут быть самыми печальными. Я хочу, чтобы горожане понимали, что если мы любим Екатеринбург, то должны делать все для его блага. А конфликты, раздоры, акции с элементами экстремизма ни одному городу на планете не нужны.
Александр Дворкин, сектовед, профессор Свято-Тихоновского университета
Из обращения с требованием запретить занятия йогой в тюрьмах
В условиях СИЗО практики подобного рода могут привести к неконтролируемому сексуальному возбуждению практикующих и, как следствие, к появлению гомосексуальных связей между заключенными отряда хозобслуги. А так как подобные связи очень жестко осуждаются среди спецконтингента, то работники хозобслуги могут попасть под такое осуждение со стороны тех, кому они готовят и разносят пищу. Это, в свою очередь. может спровоцировать отказ принимать пищу заключенными, находящими в камерах, и в дальнейшем перерасти в бунт протестного характера.
...Вместо ресоциализации предлагается уход от реальности, что не отвечает целям и задачам пенитенциарной системы в целом. Вместо исправления им предлагается высокомерно "смеяться над страхами всего мира".
"Пытают? Так им и надо"
Два года назад Минюст приостановил деятельность "Управленческого центра свидетелей Иеговы в России". Организация была внесена в реестр религиозных объединений, деятельность которых приостановлена "в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности".
Уже тогда можно было предположить, что это начало новой волны репрессий в отношении представителей мирной и уж никоим образом не "экстремистской" религиозной конфессии. Но с какой скоростью и жестокостью развернутся репрессии, предположить тогда было невозможно.
Сегодня уже около 100 человек из числа свидетелей Иеговы подвергаются уголовному преследованию исключительно за исповедание веры, многие из них находятся под стражей в следственных изоляторах. В Орле вынесен запредельно жестокий приговор датчанину Деннису Кристенсену, в Кабардино-Балкарии осужден 70-летний Аркадя Акопян. А из Сургута в феврале пришли вести о чудовищных пытках, примененных к свидетелям Иеговы в одном из местных следственных отделений. От верующих пытались добиться самооговора и оговора братьев по вере.
Общины свидетелей Иеговы запрещены по всей стране. Сообщения об обысках, задержаниях, допросах и арестах иеговистов из разных уголков страны стали уже чуть ли не ежедневными. Не говоря уже о повсеместной массовой конфискации имущества общин верующих, созданного многолетними трудами. Следует вспомнить, что комплекс зданий управленческого центра свидетелей Иеговы в Петербурге, в который был вложен безвозмездный труд Денниса Кристенсена как строителя, также конфискован в пользу государства.
На прошедших недавно в "Мемориале" Четвертых Якунинских чтениях вспоминали о том, что и гитлеровский фашизм, и сталинский тоталитаризм отличались гонениями на свидетелей Иеговы и жестокими преследованиями членов этой мирной конфессии. Во времена андроповско-брежневских репрессий имена свидетелей Иеговы тоже пополняли списки политзаключенных СССР. В годы перестройки все они были реабилитированы, однако новые гонения, хоть и не в столь жестких формах, начались на свидетелей Иеговы еще в 1990-х. Сегодня, когда столько свидетелей Иеговы находится в заключении, можно говорить о перерождении авторитарного режима в нашей стране в тоталитарный.
В концентрационных лагерях нацистской Германии заключенных cвидетелей Иеговы помечали нашивкой - фиолетовый треугольник на одежде. Именно такие треугольники решили мы надеть на себя 23 марта, когда вышли с одиночными пикетами к воротам Минюста в двухлетнюю годовщину злополучного постановления, давшего старт сегодняшним репрессиям.
День был субботний, в министерстве выходной, и серия наших пикетов носила скорее символический характер. Однако сотрудники полиции заинтересовались нами, проверяли и переписывали документы, фотографировали плакаты: "Свидетели Иеговы: 2017 г. - запрет, 2018-2019 гг. - массовые репрессии, пытки", "Сегодня сажают и пытают "свидетелей". Кто следующий?"
Когда я держала этот плакат, мимо проходила пожилая женщина простоватого вида. Она долго рассматривала плакат, а потом спросила, не иеговистка ли я. Я сказала, что нет, я православная, но я против того, чтобы людей сажали и пытали за их веру.
- А кого пытают - иеговистов?
- Да.
- Ну, так им и надо...
И пошла дальше.
Не исключено, что эта женщина посещает православные службы. По внешнему виду - очень было похоже. Но все же я уверена, что это был голос не народа, а лишь самой непросвещенной и забитой его части. Без существования которой, впрочем, невозможны были бы и репрессии.
Более яркая акция в защиту свидетелей Иеговы прошла в эту годовщину на Невском проспекте в Петербурге.
Движение "Христианское действие", в рамках которого мы провели эту акцию одновременно с петербуржцами, должно было бы сосредоточиться прежде всего на благотворительных делах, но в силу нашей сегодняшней специфики нам все чаще приходится выходить то к Минюсту, то к прокуратуре в защиту людей, преследуемых по политическим и религиозным мотивам. Или писать письма политзаключенным. Или посещать судебные заседания...
Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда
О преследовании свидетелей Иеговы
Действительно, подается так, что люди преследуются за свой взгляд религиозный, за религиозную деятельность. Но ведь решение, которые выносил в том числе Верховный суд, не связано с вопросом занятия религией. Говорили о другом - о том, что нарушен закон, нарушены правила.
За веру никто никого не преследует. Приняли решение о запрете организации, как написано в решении Верховного суда, в связи с тем, что она занималась деятельностью, которая была запрещена законом. Отмените закон - и ничего не будет.
Приговор Деннису Кристенсену
Оглашение приговора Деннису Оле Кристенсену в Железнодорожном суде Орла, назначенное на 11 часов утра, началось почти без опоздания. В коридоре уже плотно стояли люди, не уместившиеся в зале суда, а на входе только еще начинала рассасываться толпа желающих войти в здание. Трое приставов с трудом успевали переписывать паспортные данные толпящихся у рамок людей. Кроме свидетелей Иеговы, как местных, так и приехавших из разных уголков России, коридоры районного суда заполнились телеоператорами, российскими и зарубежными журналистами и просто сочувствующими.
Единоверцы Дениса называют друг друга братьями и сестрами. "Он наш брат" - говорят о нем стоящие в коридоре женщины. И рассказывают о том, какой он человек, о его удивительной доброте, отзывчивости и трудолюбии.
Здание суда обустроено как-то по-советски. Гардероба нет, люди держат тяжелую зимнюю одежду в руках. В помещении душно. Скамеек в коридоре мало, большинству приходится стоять. Зал как будто из самых больших в суде, но вряд ли в него уместится больше 30 человек. Организовать видеотрансляцию в других залах - до этого районный суд города Орла еще не дорос. Или не захотел дорасти.
Впрочем, на лицах людей нет уныния. Есть, может быть, удивление: за что человека судят? А кто-то и не верит, что такое возможно: шесть с половиной лет… Ну не может же такого быть! Ну, дадут столько, сколько уже отсидел до суда, и выпустят.
Приставы, отвечая на вопросы женщин, говорят, что в случае оправдательного приговора, как и в случае небольшого срока, который уже в СИЗО отбыт, - да, выпускают прямо из зала. "Но мы обычно настроены на то, что никого не выпускают", - заключают приставы.
Проходит чуть меньше полутора часов, и по коридору проносится весть: шесть лет общего режима!
"Подожди, может быть скажут еще, что условно", - пытается утешить одна женщина другую. Впрочем, слез на глазах не видно. Только спокойная серьезность.
Заседание продолжается. Переводчику предстоит огласить весь текст, произнесенный судьей, на датском языке. Судья читал быстро. Переводчик переводит медленно, с трудом и, как поговаривают знающие язык люди, не очень качественно. Но таков порядок. Не потому что человек не знает языка - Деннис Кристенсен неплохо говорит по-русски. А потому что все тонкости юридических терминов трудно понимать на языке неродном. А уж нынешние наши громоздкие приговоры, в особенности невиновным, и по-русски-то трудно понять.
Судья объявляет перерыв.
Приставы оттесняют публику подальше от зала суда, по разным концам коридора. "На лестницу, пожалуйста... Еще шаг назад..."
Плотный кордон приставов в черной форме с бронежилетами теснит толпу верующих, сочувствующих, корреспондентов и правозащитников. Но до конца загнать всех на лестницу не удается - людям некуда уже тесниться. Проходит минута, другая... Десять минут... И вот Денниса ведут в сопровождении группы приставов и конвоя. Ведут быстро, проходят считанные секунды, пока проводят его по опустевшему коридору. Работают телекамеры и фотоаппараты. Люди хлопают в ладоши и выкрикивают слова признательности и поддержки - с лестницы, с двух концов коридора. Деннис идет с высоко поднято головой и улыбается. Едва успевает произнести на ходу слова благодарности пришедшим его поддержать - на русском и на английском, как приставы уводят его в боковой коридор и плотной стеной перекрывают туда дорогу. Теперь пожалуйста - можете проходить...
Публика вновь рассредоточивается по коридору. Кто-то обсуждает эти дикие гонения на веру. Кто-то радуется, что хоть мельком увидел Денниса - такого светлого, внутренне сильного, ничуть не унывающего.
Проходит около получаса, и снова приставы теснят людей, снова пытаются загнать на лестничные ступени… А среди них, между прочим, два представителя посольства Дании в Москве, представитель посольства Канады, Евросоюза… Интересно, возможно ли где-нибудь еще такое - чтобы приставы провинциального городка оттесняли куда-то на лестницу, битком забитую людьми, представителей иностранных посольств, европейских корреспондентов - и ради чего? Ради того чтобы мирного человека, не совершившего абсолютно ничего преступного, провести под конвоем по пустому коридору!
Деннис Кристенсен, заходя в зал, вновь успевает сказать слова благодарности. Ни тени надломленности, ни намека на тяготы и страдания в облике и движениях.
Через некоторое время приставы начинают пускать людей в зал. Люди плотно заполняют скамейки. И снова большинство желающих войти в зал остается снаружи.
Расположение зала не совсем непривычное. Стеклянное ограждение вокруг скамьи подсудимых находится в конце зала за спиной публики, и пришедшие могут видеть перед собой только судью. Прокуроры сидят в одном ряду с адвокатами справа от публики. Переводчик сидит рядом с Деннисом через стекло и вполголоса читает по-датски текст приговора. Судья - человек неопределенного возраста и совершенно безликой наружности - откровенно скучает в ожидании. Так проходит чуть меньше часа, и переводчик просит объявить перерыв, жалуясь на усталость. Судья объявляет перерыв. Приставы выводят людей из зала суда и снова оттесняют всю публику по двум концам коридора. И вновь под аплодисменты проходит по пустому коридору Деннис Кристенсен.
Людям, приехавшим из разных мест, есть о чем друг с другом поговорить. Cколько же свидетелей Иеговы по стране находятся сейчас под стражей в СИЗО, а сколько под домашним арестом? На сайте правозащитного центра "Мемориал" перечислены 19 человек, находящихся под стражей в ожидании суда, но на самом деле таких людей значительно больше.
"Из верующих только свидетелей Иеговы сейчас преследуют?" - интересуются верующие у правозащитников. Нет, если брать всех верующих - против мусульман из "Хизб ут-тахрир" гонения развернуты куда более жесткие…
Заседание возобновляется около трех часов дня. Чувствуется нервозность приставов, один из которых инструктирует коллег, находящихся в зале: мол, если кто-то съемку начнет вести - выводить сразу же, без разговоров.
Журналисты с телекамерами ждут в коридоре в надежде, что хотя бы по окончании процесса разрешат им зайти в зал суда, снять Денниса Кристенсена и задать ему вопросы. Здесь и камеры Associated Press, и датские телеканалы, и камеры отечественных информагеств. Но нет: точно так же по окончании заседания приставы оттесняют их в дальний конец коридора, плотной стеной встают между опустевшим коридором и оттесненной публикой, и все, что удается тележурналистам, приехавшим сюда издалека, - это снять, как последний раз проводят конвоиры по коридору Денниса Кристенсена.
Люди покидают здание суда в половине пятого вечера. Начинает смеркаться, идет снежок. Город смотрится каким-то унылым и опустевшим. Напротив здания суда раскинулся большой городской парк, в зимнее время совершенно безлюдный. В нем одиноко стоит памятник Ивану Тургеневу, который смотрит на замерзшую Оку, на заснеженные нечищеные аллеи, ведущие к ней. И ни души поблизости…
Деннис Оле Кристенсен мог бы благополучно жить в своем Копенгагене, где и в кошмарном сне никому не приснится преследовать человека за веру, за религиозную проповедь. Но он выбрал для жизни и проповеди этот город в российской глубинке, такой же неблагополучный, как и множество других наших городов, с обшарпанными фасадами зданий, с нищими кварталами и матерящимися алкашами. Он работал плотником, был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, исправно платил налоги. Источником его существования был честный физический труд. Изучение Библии, участие в богослужениях и проповедь были делом его души и сердца. И уж безусловно не к материальному благополучию стремился в жизни этот человек.
А ведь подумать - сколько обывателей мечтают перебраться из нашего неблагополучия в Европу, не говоря уж о Дании, одной из самых комфортных стран Скандинавии. Но Деннис Кристенсен полюбил Россию, поселился в родном городе своей супруги и, как видно, даже не пытался уговорить ее уехать в Данию. Он произнес в судебном заседании эти слова: "Я люблю Россию".
Не должно ли быть нам, россиянам, как-то все-таки неловко перед ним? Ведь мы не знаем, чего ему стоит эта приветливая улыбка, и не знаем, каково на самом деле переносить ему все тяготы неволи, эти реально пыточные условия наших следственных тюрем. Ему предстоит этап со всеми его окриками и лютованием конвоя, а затем колония, где начальство частенько ненавидит заключенных с высоко поднятой головой и доброй улыбкой. Повсеместно против таких заключенных чинят провокации, подвергают их пыткам…
На небольшой пресс-конференции, спонтанно организованной в помещении одной из общественных организаций Орла, Валерий Борщев, приехавший из Москвы, сказал, что по его впечатлению и судья, и прокурор чувствовали себя неловко и как будто даже понимали, что совершают что-то предосудительное.
Что ж, вполне возможно. Может быть, именно поэтому корреспондентов с камерами не пустили в зал суда на оглашение приговора, как это положено по закону. Есть что скрывать, есть чего стыдиться.
Адвокат Антон Богданов сказал, что у Дениса Кристенсена очень четкая позиция относительно приговора: только полная реабилитация, извинения и компенсация, и никаких помилований и УДО.
Со временем, возможно, все так и будет. А пока что у Денниса Оле Кристенсена большие испытания впереди.
Ближайшее время, пока будет разбираться апелляция, Деннис будет находиться в следственном изоляторе Орла.
Ему можно писать по адресу: 302040, г. Орел, ФКУ "СИЗО №1 УФСИН по Орловской области", ул. Красноармейская, д.10, Кристенсену Деннису Оле, 1972 г.р.
Инокиня Евгения (Сеньчукова), пресс-секретарь Якутской епархии, кандидат философских наук
Фото: vesti.ru
Тут, знаете, надо уметь разбираться. Если тебе говорят о необходимости автокефалии, хотя она не останавливает стрельбу, не восстанавливает производство, не дает ни хлеба, ни по большому счету зрелищ (потому что в храмы даже в куда более традиционном, чем российское, украинском обществе больше пяти его процентов все равно не ходит), - то это про фантомы. А если тебе говорят о битве с волками, которая позволит защитить оленей, продать оленей на мясо и шкуру, а на вырученные деньги купить лекарств и заплатить за электричество, зажарить оленины и поесть самим, а из самих волков можно сделать неплохие шубу, шапку и варежки, вопреки возмущению "зеленых" ("зеленые" на Крайнем Севере смотрятся довольно смешно), - то это про реальность. Хотя слово "автокефалия" звучит ужасно умно, а "битва с волками" ассоциируется с сериалом "Игра престолов" и вообще кажется чем-то несерьезным.
Владимир Корнилов, обозреватель РИА "Новости"
Украинские законодатели, рьяно кинувшиеся бороться с УПЦ, даже не обратили внимания еще на один парадокс, который сами и создали. После того как они запретят окончательно вывески с названием "Украинская православная церковь", единственными регионами, где останутся храмы с названиями "Украинская", будут ДНР, ЛНР и Крым, которые по-прежнему являются канонической территорией УПЦ.
Да, несмотря на войну и изменение государственных границ между Россией и Украиной, никому в России не пришло в голову ломать устоявшиеся каноны и традиции, изменять подчинение епархий, отбирать у УПЦ ее территории и храмы или заставлять ее насильно переименовываться.
Борьба с дьявольским отродьем
Член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предложил ряд ответных мер, которые, по мнению священника, естественно вытекают из ситуации. "Ввиду отпадения бывшего Константинопольского патриархата от Церкви создать епархии и приходы РПЦ на территории Турции, включая Стамбул", - пишет отец Андрей в своем фейсбуке. Кроме того, он предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его Синода. Также священник предлагает разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, "анафематствовать ересь восточного папизма, включая лжеучение о праве Стамбульского епископа на отмену и пересмотр анафем и прещений поместных Церквей". По мнению священника, следует также объявить, что Константинопольский патриархат "учинил раскол, вошел в общение с анафемой и сам подпал под нее".
Интерфакс
Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал:
- Где твой преступник? Где он? Иностранный преступник? - глаза регента радостно заиграли, - этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: "Караул!" А то он уйдет. А ну, давайте вместе! Разом! - и тут регент разинул пасть.
Растерявшийся Иван послушался штукаря-регента и крикнул "караул!", а регент его надул, ничего не крикнул.
Одинокий, хриплый крик Ивана хороших результатов не принес. Две каких-то девицы шарахнулись от него в сторону, и он услышал слово "пьяный".
- А, так ты с ним заодно? - впадая в гнев, прокричал Иван, - ты что же это, глумишься надо мной? Пусти!
Иван кинулся вправо, и регент - тоже вправо! Иван - влево, и тот мерзавец туда же.
- Ты нарочно под ногами путаешься? - зверея, закричал Иван, - я тебя самого предам в руки милиции!
Иван сделал попытку ухватить негодяя за рукав, но промахнулся и ровно ничего не поймал. Регент как сквозь землю провалился.
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Время миротворчества
Как отметил в Париже 11 октября Петер Вагнер, руководитель брюссельской группы по поддержке Украины, "Евросоюз с 2014 года поддерживает украинские реформы, выделяя 100 миллионов евро в год". Брюссель поддержал затеянные украинскими властями реформы в области борьбы с коррупцией, децентрализации, судебной системы. Но до сих пор не было никакого финансирования миротворческих инициатив.
Это кажется парадоксальным, ведь очевидно, что политическая ситуация в Украине в любой момент может опрокинуться - или из-за войны, которую Россия ведет в Донбассе (это отнимает у Украины по 5 пунктов ежегодного прироста ВВП), или из-за усталости большинства украинского населения, чья покупательная способность неуклонно снижается с 2014 года. Можно подумать, что ЕС считает свершившимся фактом либеральную европеизацию Украины и не видит смысла в том, чтобы дать ее населению надежду и инвестировать в мирные инициативы. Это близорукий расчет, особенно если учесть, что по всей Центральной Европе мы наблюдаем подъем движений, ностальгирующих по прошлому. А финансирование миротворчества в течение нескольких лет едва ли обойдется дороже, чем десятая часть стоимости одного танка.
Многие украинцы не верят в возможность мира. После того как в 2018 году Колледж Бернардинцев создал комиссию "Правда, справедливость и примирение" между Россией и Украиной при посредничестве Европейского Союза, нас уже не раз упрекали в том, что мы затеяли наивный и бесперспективный проект. Кажется, украинцы думают, что говорить о мире, политическом или церковном, можно только с президентом Путиным или патриархом Кириллом, - но миф о всемогуществе этих двух персонажей навязан российской пропагандой. На самом деле пример с падением нацистского режима и франко-германским примирением показывает, что мирным строительством надо заниматься уже сейчас. Независимые и храбрые историки еще в 1935 году начали работать с мифами о национальной исключительности, противопоставлявшими Францию и Германию. Без этой работы Робер Шуман не смог бы запустить в 1950 году проект Сообщества угля и стали, объединивший вчерашних врагов.
Многие русские тоже совершенно не верят в возможность мира. Российским народом овладела какая-то обреченность, которую поддерживает лживое богословие в исполнении РПЦ Московского патриархата и эффективно подхватывает госпропаганда. Это привело к тому, что россияне пассивно и трусливо усвоили самые одиозные мифы официальной пропаганды о России в кольце врагов, о вечно враждебном украинце-бандеровце, о давних попытках Ватикана подчинить себе "святую православную Русь, третий Рим" и так далее. Но история международных отношений говорит о том, что чем охотнее народы отказываются от свобод, чем больше они позволяют задурить себе голову шовинистскими, пессимистическими, ложными дискурсами, тем больше они становятся жертвами собственной беспомощности. И наоборот, движения мирного сопротивления в XX веке побеждали: вспомним Махатму Ганди, Нельсона Манделу, Андрея Сахарова...
Инвестировать в миротворчество - значит строить надежное будущее. Это не значит быть наивными или немедленно простить соседей-агрессоров. Это значит верить в способность человека побеждать страх. Понимать, что мир всегда возможен, если энергично и искренне вести диалог с теми, кто открыт, компетентен, легитимен, уважаем и способен приводить свои поступки в соответствие со своими убеждениями.
Церковный мир между Украиной и Россией возможен
Второй семинар комиссии "Правда, справедливость и примирение между Россией, Украиной и Европейским Союзом" состоялся в Киеве 2-3 октября 2018 года. Обсуждение состоялось в Институте святого Фомы Аквинского, в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости при участии коллег из Колледжа Бернардинцев, Центра святого Климента, Общества "Мемориал", Киево-Могилянской Академии, Украинского католического университета при поддержке организации "Дело востока" и ОБСЕ.
Российская военная агрессия против Украины длится уже более четырех лет, ежедневно унося жизни не только военных, но и мирных жителей.
Участники семинара рассмотрели тему "Церкви, война и мир" и конфликты между Церквями России и Украины, в том числе в контексте их отношений с Римом и Константинополем.
Следуя евангельским заповедям, Церкви призваны быть миротворцами между враждующими сторонами и государствами. Выполнение этой задачи невозможно без стремления говорить нелицемерную правду языком, понятным обществам по обе стороны конфликта.
Мы с сожалением вынуждены констатировать, что Русская Православная Церковь в полной мере разделяет ответственность за формировании идеологии конфрантации и нежелание принять суверенную украинскую государственность и украинскую нацию.
Однако в ситуации, когда официальные представители РПЦ, как в России, так и в Украине, не желают вести равноправный диалог с украинской стороной, эту ответственность берут на себя христиане, как верные Церкви Христовой и представители гражданского общества.
Сознавая свою ответственность за будущее наших народов и церквей, мы призваны использовать все возможности для диалога, с верой, что путь к примирению и стабильному миру лежит через совместный поиск правды и справедливости.
В ходе обсуждения непростых и противоречивых фактов истории наших Церквей, мы пришли к согласию по следующим пунктам:
1. Предоставлении канонической автокефалии Православной Церкви Украины является естественным результатом ее тысячелетнего развития.
Такое решение в современной ситуации продиктовано заботой о церковном единстве православных Украины. Это даст возможность творческого развития Киевской традиции христианской открытости, многообразия и истинного пастырского служения своему народу.
Вместе с тем, тем верующим, которые не желают присоединиться к независимой Поместной Церкви, должно быть обеспечено право свободного выбора своей канонической юрисдикции.
Мы также верим, что появление Поместной Церкви Украины будет иметь благотворное влиянее и на Русскую православную церковь, создаст условия для переосмысления ею своей истории, избавления от имперской идеологии и для будущего межправославного диалога в Украине и мире.
2. Путь к полноте единства Украинской Церкви и конструктивным отношениям между Церквями не завершится предоставлением Томоса православным христианам Украины. Должен быть продолжен диалог между влиятельными центрами христианского мира: Римом, Константинополем и Москвой, которые, в свою очередь, должны рассматривать Киев не как предмет спора, а как равноправного участника отношений. А Украину не как территорию войны, а как пространство диалога и конструктивного сотрудничества.
3. Различные этапы истории Церквей Киевской традиции нуждаются в новом осмыслении для уврачевания старых ран и поиска ответов на вызовы современности.
К сожалению, ни Русская Православная Церковь, ни Украинская Православная Церковь (Московского патриархата) до сих пор не признали своего соучастия в трагических событиях ХХ века по запрещению и попытке ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви, а также других преступлениях атеистического тоталитарного советского режима против свободы совести и человеческого достоинства.
Мы надеемся услышать от желающей освободиться от оков прошлого Поместной Церкви Украины слова "прощаем и просим прощения" по отношению к Церквям-сестрам в Украине и за ее пределами.
Уверены, что нелицемерное покаяние и прощение обид должно прийти на смену и нынешней официальной риторике Московского патриархата, не желающего замечать очевидного несоответствия своей позиции Евангелию и исторической правде.
Для того, чтобы мирное сосуществование, сотрудничество и сопричастие Церквей стало реальностью нам надлежит вместе, отбросив идеологические мифы, по-христиански и с научной объективностью разобраться в хитросплетениях истории взаимоотношений Церквей, государств и народов. Важным примером на этом пути может послужить опыт примирения между Церквями и народами Франции и Германии, Германии и Польши.
Мы убеждены, что примирение между Церквями является надежной основой для мира между Россией, Украиной и всеми народами Европы.
Россия
Никита Петров, историк, общество "Мемориал", Москва
Сергей Чапнин, журналист, Москва
Константин фон Эггерт, журналист, Москва
Александр Солдатов, журналист, Москва
Украина
Епископ Борис Гудзяк, историк, президент УКУ, епископ УГКЦ в Париже
Мирослав Маринович, вице ректор УКУ, Львов
Константин Сигов, философ, профессор Киево-Могилянской академии
Отец Георгий Коваленко, философ, ректор Открытого православного университета Святой Софии в Киеве, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат
Епископ Евстратий Зоря, богослов, Украинская Православная Церковь, Киевский патриархат, (УПЦ КП)
Митрополит Александр Драбинко, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат, (УПЦ МП)
Андрей Юраш, Директор департамента по делам религий Министерства Культуры Украины
Отец Богдан Огульчанский, священник УПЦ МП
Игорь Козловский, украинский ученый религиовед
Олесь Кульчинский, украинский ориенталист, Стамбульский университет.
Михаил Димид, священник УГКЦ, профессор УКУ во Львове
Тарас Дмитрик, Институт экуменических исследований, Львов
Отец Андрей Дудченко, Украинская Православная Церковь, Московский патриархат, преподаватель Premudrist on line
Европейский Союз
Антуан Аржаковский, историк, со-директор отдела "Политика и религии" в Колледже Бернардинцев; основатель Института экуменических исследований во Львове.
Отец Войчех Сурувка, польский философ, Институт св. Фомы Аквинского, Киев
Марта Титанец, общество «Каритас» в Польше
Сесиль Весcие, профессор Университета Ренна
Бернар Маршадье, специалист по Русской религиозной философии