СКР: Смерть Юрия Щекочихина не была насильственной
Криминальную версию смерти журналиста "Новой газеты" Юрия Щекочихина можно исключить, заявил в интервью Интерфаксу официальный представитель СКР Владимир Маркин. Однако расследование этого дела продолжается и сейчас. Еще одну экспертизу проведут французские токсикологи.
По словам Маркина, в ходе следствия был проведен целый комплекс следственно-оперативных мероприятий, в том числе три экспертизы. Установлено, что причиной смерти журналиста стал токсический эпидермальный некролиз - синдром Лайелла.
"В научной литературе нет данных о такой смеси препаратов, которая однозначно может вызвать этот синдром у любого человека. Для одних он может наступить после 10 таблеток аспирина, для других после приема еще какого-либо препарата, причем не обязательно в большом количестве", - пояснил представитель СКР. Он подчеркнул, что "умышленно заразить такой болезнью нельзя, поэтому ни о какой насильственной смерти речи быть не может".
"Долгие годы факт смерти Щекочихина не вызывал вопросов у правоохранительных органов, которые полагали, что оснований для расследования нет, - заявил при этом Маркин. - Лишь по инициативе председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина в 2008 году было возбуждено уголовное дело с целью всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств смерти журналиста".
В сентябре 2010 года уголовное дело о смерти Щекочихина было возобновлено. Как заявил тогда шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов, это было сделано в результате независимого расследования журналистов и адвокатов семьи Щекочихина.
"Когда в прошлый раз закрыли это дело, у нас не было никаких претензий к следствию, потому что мы понимали, что слишком много времени прошло, пока дело возбудили. Экспертам и следователям, проводившим расследование, по большому счету было трудно что-либо сделать, - отметил Соколов. - Однако мы продолжали заниматься своим журналистским расследованием, и к нам подключились адвокаты семьи Щекочихина. В результате этой работы нам удалось добыть какие-то крохи информации, которые могут быть правдивыми или ложными - мы еще не знаем. Мы эту информацию довели до руководства следственного комитета, и он принял решение ее проверить следственным путем".
Его слова подтвердил Маркин, официальный представитель входившего тогда в структуру прокуратуры Следственного комитета. Он сообщил, что у следствия появились новые данные, которые требуют дополнительных следственных действий. "Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 (убийство)", - подчеркнул Маркин.
Щекочихин скончался 3 июля 2003 года в возрасте 54 лет. Эксперты заявили, что причиной смерти стал синдром Лайелла. Родственники и коллеги Щекочихина по "Новой газете" считают, что депутат и журналист мог быть отравлен неизвестным веществом, которые и вызвало синдром Лайелла. Щекочихин вел собственные расследования по многим громким делам, ему неоднократно угрожали.
В день смерти журналиста председатель комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров обратился в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по данному факту. Однако Кунцевская межрайонная прокуратура отказала в возбуждении дела, поскольку не нашла в смерти Щекочихина никакого криминала.
В 2006 года представители "Новой газеты" попросили Генпрокуратуру назначить новую проверку обстоятельств смерти Щекочихина, но Кунцевская прокуратура вновь отказала в возбуждении дела.
В конце 2007 года главный редактор "Новой газеты" обратился с просьбой назначить проверку уже в СКП. В марте 2008 года Следственный отдел по Кунцевскому району СУ СКП по Москве отказал в возбуждение дела. По указанию Бастрыкина оно все же было возбуждено, но вновь закрыто в апреле 2009 года.
Дословно
Матвей Ганапольский
Господа из СКП, вы думаете, что кто-то из журналистов вам поверит? Поверит, что на ровном месте вдруг выскочили какие-то "новые обстоятельства"? А теперь давайте я переведу эту новость про Юру Щекочихина на русский язык. "Мы всегда знали, что Щекочихина убили. Но в то время устраивать громкий процесс было нецелесообразно, потому что трогать тех, кто убил, тогда было нельзя – на это был мораторий. Но теперь, в связи со сложившимися обстоятельствами, нужно проучить одного человека, который последние дни много себе позволяет. Мы постараемся, чтобы в этой истории бесконечно мелькала как его фамилия, так и фамилии его ближайшего окружения. Если можно будет присобачить туда его жену - присобачим".
"Эхо Москвы", 16.09.2010
Статьи по теме
Незакрытая смерть
Исполнилось шесть лет со дня гибели журналиста, правозащитника и депутата Госдумы Юрия Щекочихина. Подлинная причина его смерти до сих пор неизвестна. Друзья и коллеги Щекочихина считают нужным продолжать расследование. Говорят Дмитрий Муратов, Валерия Новодворская, Андрей Солдатов, Светлана Сорокина, Алексей Симонов.