статья Александр Ткаченко: Правозащитники всего мира не смогли отбить Пасько у власти

Александр Смолин, 10.12.2002
Александр Ткаченко. Фото с сайта www.index.org.ru

Александр Ткаченко. Фото с сайта www.index.org.ru

В День прав человека на вопросы корреспондента Граней.Ру Александра Смолина ответил генеральный директор Русского ПЕН-Центра Александр Ткаченко.

Александр Смолин: Александр Петрович, 7 декабря независимая неполитическая организация "Международная амнистия" потребовала немедленного освобождения известного журналиста и эколога Григория Пасько, который, как известно, приговорен к четырем годам тюрьмы за государственную измену и шпионаж. Могли бы вы прокомментировать это обращение?

Александр Ткаченко: "Международная амнистия" давно принимает участие вместе с другими правозащитными организациями, в том числе с ПЕН-центром и с Фондом защиты гласности, в деле защиты Григория Пасько. Два года назад Пасько был признан узником совести. В настоящее время на территории России лишь один узник совести, и это Пасько. Этот статус дается на основании опроса отделений "Международной амнистии" по всему миру. Накануне отмечаемого сегодня Международного дня прав человека эта организация обратилась к президенту, а собственно говоря, и к государству, которое незаконно посадило Пасько и незаконно удерживает его за решеткой. Приговор Григорию, как мы полагаем, явно несправедлив: никаких секретных сведений он японцам не передавал, и это доказано в суде. Никакого преступления не было. Человек сидит ни за что. Правда, сообщу вам неплохую новость: сейчас идет разговор о том, что в конце года начальник лагеря будет рекомендовать Григория к условно-досрочному освобождению. Это возможно, поскольку две трети срока заключения уже прошло. В свою очередь, мы, писатели из русского ПЕН-Центра, которые все эти пять лет защищали Григория Пасько, не только присоединяемся к требованиям "Международной амнистии", но и со своей стороны ходатайствуем, рекомендуем и настоятельно просим учреждение, где содержится Пасько, освободить его. Мы знаем его давно, это честный, порядочный человек, замечательный журналист и писатель, абсолютно не опасный для общества и уж точно не преступник. Мы теперь надеемся не на здравый смысл судебной власти, которая, на наш взгляд, совершила ошибку, а на здравый смысл сотрудников учреждения, где находится в заключении Григорий. Это единственное на что мы на сегодняшний день надеемся.

А.С.: Больше года назад, в ноябре 2001 года, состоялся Гражданский форум, участие в котором принимали многие известные правозащитники. Был на нем, кстати, и Григорий Пасько. На форум возлагались большие надежды, сам президент РФ Владимир Путин выступил перед правозащитниками. В какой степени, на ваш взгляд, оправдались эти надежды?

А.Т.: К огромному моему сожалению, форум не привел ни к чему абсолютно. Доказательством тому для меня служит судьба Григория Пасько. Понимаете, после проведения форума гражданское общество и власть стали разобщены еще больше. Хотя идея форума как раз заключалась в сближении общества и власти. Но как год назад нас никто не слушал, так и сейчас никто не слушает. Даже более того - стало хуже. Если пять лет назад, в эпоху Ельцина, был освобожден ни в чем не повинный Саша Никитин (Александр Никитин, военный эколог, по личному распоряжению генерального прокурора РФ Юрия Скуратова был освобожден из следственного изолятора ФСБ. - Грани.Ру), то сейчас такое трудно себе представить. Сейчас, после двух судов, правозащитники всего мира не смогли отбить Пасько у этой власти, которая целенаправленно решила его посадить. О чем еще говорить? Никакими искусственными методами гражданское общество не создать. Оно создается благодаря тому, что вырастают независимые граждане, личности, которые и формируют гражданское общество. А пока человек зависим и несвободен, он не может быть частью гражданского общества.

Александр Смолин, 10.12.2002


новость Новости по теме