Моисеева, Сутягин и Пасько приехали в США
В США по приглашению правозащитных организаций Freedom House и Фонд гражданских свобод приехали родственники двух ученых и журналиста, подвергаемых в России уголовному преследованию по обвинению в шпионаже. Это Надежда Моисеева (дочь Валентина Моисеева), Вячеслав Сутягин (отец Игоря Сутягина) и Галина Морозова (жена Григория Пасько). Запланированы их встречи с сотрудниками правозащитных организаций и исследовательских институтов, с членами Комиссии Конгресса США по безопасности и сотрудничеству в Европе, с журналистами газет Washington Post, Wall Street Journal, журнала Newsweek. Ожидается, что гостей примут в отделе по правам человека Государственного департамента. Они также выступят в Колумбийском университете.
19 октября россиян ждут в Лондоне. Программа пребывания в Великобритании подготовлена Фондом гражданских свобод и Британско-русской юридической ассоциацией.
Комментарий
В новейшей истории это, пожалуй, первая акция западных правозащитников, столь четко и недвусмысленно объявляющая миру, что в современной России вновь возникла угроза произвола спецслужб. Моисеев, Сутягин и Пасько – фигуранты уголовных дел, обвиняемые в измене родине. Моисеев и Пасько уже получили сроки: первый - 4,5 года, второй - 4 года. Сутягину, проведшему в тюрьме уже три года, по статье 275 УК РФ (государственная измена) "светит" от 12 до 20 лет. Очевидно, что все трое, равно как и остальные нынешние "шпионы", привлечены к ответственности из неких высших политических соображений. То ли для того чтобы на остальных "слишком умных" страху нагнать, то ли просто "Конторе" надо выполнять план по валу, то ли просто идет "проворачивание механизмов" – чтобы не заржавели. В конце концов это неважно. А важно то, что сметанные на живую нитку и никакой критики с позиции права не выдерживающие шпионские дела штампуются военными судами и практика эта того и гляди будет поставлена на поток. Близкие лубянских узников в какой-то степнени помогут Западу понять, кого и за что сегодня сажают в России. Но станет ли судьба Моисеева, Сутягина, Пасько и других аналогичных "шпионов" фактором, влияющим на характер российско-американских отношений, вообще на отношения России и Запада, – это большой вопрос. Похоже, со времен перестройки ситуация с гражданскими свободами в России волнует на Западе только тех, кто профессионально занимается защитой прав человека.
Дословно
Александр Гольдфарб
Мы вернулись к ситуации 80-х годов, когда правозащитные организации на западе организовывали кампании в защиту политзаключённых в СССР. Россия вступила в период политических репрессий. По сути нет никакой разницы между Григорием Пасько и Владимиром Буковским.
Грани.Ру, 15.10.02
Статьи по теме
Уроки для тварей дрожащих
Вот Пасько публикует свой отчет с совещания в штабе. Проходит год, другой, третий... И вдруг - измена! И четыре года строгого режима. "Формально правильно, а по существу издевательство" - эта чеканная формула классика ленинизма прозорливо угадывает вердикт военного суда Тихоокеанского флота.
Органы не ошибаются
Вероятно, суд, сформулировавший вердикт, посчитал, что решение принято архимудрое. С одной стороны, чекисты могут быть спокойны - они действительно поймали шпиона, а не слепили его из своих фантазий. С другой - Моисееву вышло послабление, пусть радуется. Сидеть-то всего осталось полтора года. Можно не сомневаться, что Моисееву уже популярно объяснили, сколь неблагоразумно было бы опротестовывать столь гуманный приговор.
"Разглашение гостайны - это очень удобно"
Сегодня суд по обвинению в разглашении государственной тайны - не редкость. На скамье подсудимых оказываются представители разных профессий, и спецслужбы постоянно пытаются расширить охват. Об этом корреспондент Граней.Ру беседует с Ксенией Костроминой, сотрудником Центра содействия международной защите, адвокатом Валентина Моисеева.
Птенцы советских грифов
При сочинении обвинительных заключений используется схема, опробованная в деле Никитина: заключения пишутся на основе ведомственной экспертизы, а эксперты руководствуются не опубликованными законами, как того требует Конституция, а инструкциями для служебного пользования. А из этого следует, что завтра за решеткой по обвинению в разглашении государственной тайны может оказаться любой из нас, независимо от рода занятий и круга знакомых. Как сочтет специальная секретная экспертиза - так и будет.