Human Rights Watch: Господин Блэр, призовите Путина освободить Григория Пасько!
Правозащитная организация Human Rights Watch направила письмо премьер-министру Великобритании Тони Блэру, который в ближайшее время отправится в Москву с официальным визитом. В этом письме, копия которого поступила в редакцию Граней.Ру, HRW просит Блэра "воспользоваться предстоящей встречей с президентом Путиным, чтобы принципиально поставить вопрос о развитии ситуации в области прав человека в России. Правозащитники считают, что сейчас особенно важно донести до российского руководства, что Великобритания не намерена снижать планку своих требований в области прав человека".
"В ходе первой встречи, состоявшейся у вас с новым президентом России в марте 2000 г., Путин, отвечая на высказанную вами обеспокоенность, обещал внести определенные коррективы в политику федеральных властей в Чечне и выразил готовность к сотрудничеству с международными организациями. Оба обещания остались невыполненными", - говорится в заявлении.
По мнению HRW, Россия одной из первых попыталась извлечь для себя пользу из событий 11 сентября 2001 года и их последствий: российские политики заговорили о том, что у России и Запада - общий враг, и таким образом оправдывали нарушения прав человека, допускаемые федеральными силами в Чечне. Вслед за этим Великобритания и другие европейские государства снизили накал критики, касавшейся нарушений прав человека в России, тем самым позволив российскому правительству утвердиться в удобной роли союзника по глобальной антитеррористической кампании, не опасаясь ни дипломатических, ни каких-либо иных последствий. Между тем, как пишут правозащитники, федеральные власти по-прежнему позволяют военным в Чечне беспрепятственно нарушать ряд наиболее важных принципов, составляющих основы прав человека, признаваемых международным сообществом, и международного гуманитарного права.
По данным HRW, за последний год ситуация в Чечне не улучшилась. Новые серии "зачисток" сопровождались тем, что произвольно задерживали сотни людей, пытками, насильственными "исчезновениями" и внесудебными казнями, а также разграблением гражданского имущества и массовым вымогательством. Международное сообщество не замедлило приветствовать шаги российских властей по исправлению ситуации, в частности мартовский приказ, призванный защитить мирное население во время проведения спецопераций. Однако, как и июльский приказ, изданный в прошлом году, он попросту игнорируется и ни в коей мере не способствует большей защищенности мирного населения Чечни. Россия не сделала ничего, чтобы подтвердить свое стремление обеспечить должностную ответственность за нарушения, говорится в письме. На сегодняшний день ни одному из высших командиров не пришлось отвечать за совершенные жестокости, а единственное дело такого рода - дело полковника Буданова - превращено в политическую показуху, считают правозащитники.
Они также обращают внимание британского премьера на попытки российских властей запугать журналистов с помощью бездоказательных обвинений в шпионаже. В качестве наиболее показательного примера такого преследования HRW приводит дело Григория Пасько, приговоренного в 2001 г. к четырем годам строгого режима по недоказанному обвинению в шпионаже. "Мы считаем, что обвинения против него политически мотивированы и преследуют цель наказать его за статьи о коррупции на Тихоокеанском флоте и о сбросе радиоактивных отходов в Японское море; они также должны послужить уроком другим журналистам, которые пытаются разобраться в болезненных вопросах", - пишут правозащитники.
HRW надеется, что Блэр призовет Путина освободить Пасько и пресечь произвол спецслужб и массовые посягательства на свободу СМИ. Правозащитники также просят Блэра вмешаться в ситуацию с правами человека в Чечне.
По мнению правозащитников, Великобритания могла бы сыграть решающую роль, настаивая на соблюдении Россией прав человека. Позволяя же России трактовать новую ситуацию в мире как карт-бланш на продолжение произвола в Чечне, она рискует подорвать авторитет Европы в деле защиты прав человека во всем мире.
Справка
Письмо Human Rights Watch Тони Блэру
Премьер-министру Великобритании Э.Блэру
10 Downing Street
London SW1A 2AA
По телефаксу
Уважаемый господин Премьер-министр! Мы обращаемся к Вам с просьбой воспользоваться предстоящей встречей с президентом Владимиром Путиным, чтобы принципиально поставить вопрос о развитии ситуации в области прав человека в России. Мы приветствуем ваше стремление к развитию тесных связей с Россией и к поощрению ее интеграции в сообщество демократических государств. Надеемся, что вы используете складывающиеся отношения для обеспечения большего уважения к правам человека со стороны российского правительства, а также для того, чтобы напомнить президенту Путину об обещаниях, данных им ранее на встречах с вами и другими европейскими лидерами. В условиях, когда главным вопросом встречи будет, вероятнее всего, ситуация вокруг Ирака, особенно важно донести до российского руководства понимание того, что Великобритания не намерена снижать планку своих требований в области прав человека.
В ходе первой встречи, состоявшейся у вас с новым президентом России в марте 2000 г., В. Путин, отвечая на высказанную вами обеспокоенность, обещал внести определенные коррективы в политику федеральных властей в Чечне и выразил готовность к сотрудничеству с международными организациями. Оба обещания остались невыполненными.
Россия одной из первых попыталась извлечь для себя пользу из событий 11 сентября 2001 г. и их последствий: российские политики заговорили о наличии общего с Западом врага, что давало возможность оправдать нарушения, допускаемые федеральными силами в Чечне. Вслед за этим Великобритания и другие европейские государства снизили накал критики, касавшейся нарушений прав человека в России, тем самым позволив российскому правительству утвердиться в удобной роли союзника по глобальной антитеррористической кампании, не опасаясь ни дипломатических, ни каких-либо иных последствий. Между тем, как вам, несомненно, известно, федеральные власти по-прежнему позволяют военным в Чечне беспрепятственно нарушать ряд наиболее важных принципов, составляющих основы прав человека, признаваемых международным ообществом, и международного гуманитарного права.
Систематические проверки на месте событий дают Хьюман Райтс Вотч основания говорить о том, что за последний год улучшения ситуации в Чечне не произошло. Новые серии "зачисток" сопровождались произвольными задержаниями сотен людей, случаями пыток, насильственных "исчезновений" и внесудебных казней, а также разграблением гражданского имущества и массовым вымогательством. Международное сообщество не замедлило приветствовать шаги российских властей по исправлению ситуации, в частности мартовский приказ, при званный защитить мирное население во время проведения спецопераций. Однако, как и июльский приказ, изданный в прошлом году, он попросту игнорируется и ни в коей мере не способствует большей защищенности мирного населения Чечни. Россия не сделала ничего, чтобы подтвердить свое стремление обеспечить должностную ответственность за нарушения. Уголовные дела по фактам нарушений, допущенных в отношении мирного населения, в большинстве своем приостанавливаются без проведения сколько-нибудь значимых следственных действий. На сегодняшний день ни одному из высших командиров не пришлось отвечать за жестокости, а единственное дело такого рода - дело полковника Буданова - превращено в политическую показуху.
Пытаясь убедить мировое сообщество в том, что конфликт в Чечне сходит на нет, федеральные власти приступили к активному выдавливанию тысяч чеченских вынужденных переселенцев из палаточных лагерей, расположенных в соседней Ингушетии. Публично подчеркивая строго добровольный характер возвращения, должностные лица, тем не менее, оказывают на беженцев серьезное давление, граничащее с открытым принуждением. Российское правительство так и не направило приглашений правозащитным механизмам ООН, мандат которых охватывает основные категории нарушений в Чечне (пытки, внесудебные казни и насильственные исчезновения); другие рекомендации международных органов также остались невыполненными.
Особое беспокойство в этой связи вызывает отмена Россией на прошлой неделе давно "перезревшего" совместного визита на Северный Кавказ спецдокладчика ООН по проблеме насилия в отношении женщин и спецпредставителя Генерального секретаря по делам вынужденных переселенцев.
Российские власти также продолжают препятствовать доступу в регион ряда правозащитных организаций и независимых журналистов, лишая таким образом российскую и международную общественность возможности получать объективную информацию о конфликте. Вопреки постоянным заявлениям властей о поддержке свободы печати независимые средства массовой информации и отдельные журналисты по-прежнему подвергаются притеснениям на всей территории России. Даже если допустить, что правительство не имеет прямого отношения к судебным искам против СМИ и к физическим нападениям на журналистов, косвенная выгода, извлекаемая им из таких событий, не вызывает сомнений: отмечается значительное смягчение критики правительственной политики, а журналисты и средства массовой информации все чаще бывают вынуждены прибегать к тщательной самоцензуре.
В ряде случаев власти предпринимают попытки использовать для запугивания журналистов уголовные дела, и здесь особую активность проявляют спецслужбы, выдвигающие бездоказательные обвинения в шпионаже в отношении тех журналистов и научных работников, которые вскрывают должностные нарушения или вступают в контакты с зарубежными коллегами по проблемам щепетильного свойства. Одним из наиболее показательных примеров такого преследования служит дело Григория Пасько, приговоренного в 2001 г. к четырем годам строгого режима по недоказанному обвинению в шпионаже. Обвинение основывалось на якобы существовавшем у Пасько намерении передать японской газете "Асахи симбун" рукописные заметки, сделанные им на закрытом совещании в штабе Тихоокеанского флота в сентябре 1997 года. Мы считаем, что обвинения против него политически мотивированы и преследуют цель наказать его за статьи о коррупции на Тихоокеанском флоте и о сбросе радиоактивных отходов в Японское море; они также должны послужить уроком другим журналистам, которые пытаются разобраться в болезненных вопросах. Защита Г.Пасько оспаривает приговор, считая, что он вынесен на основании секретного приказа.
Надеемся, что в ходе встречи с Президентом Путиным Вы призовете российскую сторону освободить Пасько и решительно поставите вопрос о том, что произвол спецслужб и массовые посягательства на свободу СМИ неприемлемы для правительства, претендующего на роль демократического в глазах мирового сообщества.
В отношении Чечни мы просили бы Вас настоятельно призвать В.Путина:
· Предоставить надежные гарантии того, что вынужденные переселенцы и беженцы не будут принужд аться к возвращению в Чечню, пока там сохраняется угроза их жизни и безопасности, и что в Ингушетии им будут обеспечены базовые гуманитарные условия.
· Продемонстрировать стремление России обеспечить должностную ответственность за нарушения, поручив
правительству предоставить международным организациям и Евросоюзу обновленный всеобъемлющий подробный перечень уголовных дел по фактам нарушений, допущенных федеральными силами в отношении мирного населения в Чечне.
· Поручить правительству направить приглашения cпецдокладчикам ООН по пыткам и по произвольным, несудебным и суммарным казням, рабочим группам по произвольным задержаниям и по насильственным или недобровольным исчезновениям, а также установить четкие сроки визитов cпецдокладчика ООН по проблеме насилия в отношении женщин и cпецпредставителя Генерального cекретаря по делам вынужденных переселенцев.
· Поручить правительству обеспечить беспрепятственный доступ в Чечню журналистам и правозащитным организациям.
Великобритания могла бы сыграть решающую роль, настаивая на соблюдении Россией прав человека. Позволяя же России трактовать новую ситуацию в мире как карт-бланш на продолжение произвола в Чечне, она рискует подорвать авторитет Европы в деле защиты прав человека во всем мире.
Благодарим Вас за внимание.
Искренне Ваши
Элизабет Андерсен,
исполнительный директор отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии,
Стив Кроушоу,
директор лондонского офиса Хьюман Райтс Вотч