Вынесен первый приговор по делу о волнениях в ИК-6 в Копейске
Копейский горсуд Челябинской области приговорил 28-летнего Владислава Хабирова к 2 годам 3 месяцам строгого режима за участие в волнениях у стен ИК-6 общего режима в Копейске в ноябре 2012 года. Об этом сообщает Интерфакс. Хабиров был сочтен виновным по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках), предусматривающей от 3 до 8 лет колонии. Таким образом, он получил срок ниже нижнего предела.
Чем объясняется такое решение, агентство не поясняет. Признал ли подсудимый свою вину, не сообщается.
Как можно заключить из карточки дела на сайте суда, приговор Хабирову был вынесен еще в пятницу, 29 января. При этом имя судьи в карточке, вопреки обычному порядку, не приводится.
Это первый приговор по делу о волнениях в ИК-6 и у ее стен. Хабиров, не являясь заключенным колонии, участвовал в протестах граждан у въезда в учреждение. ТАСС передает, что он ранее уже был судим. Вместе с тем СМИ не поясняют, каким образом житель Челябинска Хабиров оказался во время волнений рядом с копейской колонией. Можно предположить, что он прибыл туда как родственник одного из заключенных.
Как утверждается, во время волнений Хабиров бросал в омоновцев, стоявших в оцеплении у стен колонии, камни, пластиковые бутылки со снегом и льдом, куски наледи и иные предметы. Согласно фабуле дела, силовики получили некие телесные повреждения.
Также сообщалось, что в дальнейшем Хабиров долгое время скрывался от следствия и был задержан лишь в конце мая 2015 года. После этого его арестовали.
Дело было передано в суд уже во второй половине июля. Разбирательство заняло больше 20 заседаний.
Между тем в Челябинском облсуде продолжаются слушания по делу заключенных ИК-6, которым вменяется участие в акции протеста внутри колонии.
Акция протеста в ИК-6 прошла 24-26 ноября 2012 года. Она была направлена против пыток и вымогательств. Заключенные захватили вышку в промзоне, где растянули плакат "Люди, помогите". С крыш зданий были вывешены баннеры с сообщениями, что в акции участвуют 1500 человек. При этом заключенные воздерживались от каких бы то ни было насильственных действий, так же как и от порчи имущества.
С утра 24 ноября за шлагбаумом ИК-6 собрались несколько сотен родственников заключенных. Они потребовали убрать от колонии ОМОН и перекрыли дорогу. Сообщалось, что они перевернули полицейский УАЗ. Полиция жестко пресекла акцию, многие ее участники были избиты и задержаны. В числе прочих была избита прибывшая на место событий правозащитница Оксана Труфанова.
Сразу после событий в колонии СКР открыл дело по части 1 статьи 318 УК (применение неопасного насилия к представителю власти). 18 февраля 2013-го по факту столкновений с ОМОНом было возбуждено также дело по частям 1 и 2 статьи 212 (организация массовых беспорядков и участие в них). Сообщалось, что оба дела планируется объединить в одно производство.
В марте 2013 года начались задержания подозреваемых. По "копейскому болотному делу" привлечены как заключенные колонии, так и родственники некоторых осужденных.
В январе 2014 года Труфанова сообщила, что заключенных ИК-6, обвиняемых по этому делу, отправляют из СИЗО-1 в Челябинске на следствие в пыточную ИК-5 Свердловской области в Нижнем Тагиле. Правозащитница подчеркивала, что непонятно, какие следственные действия могут проводиться в Свердловской области, если акция протеста прошла в Челябинской.
К уголовной ответственности был привлечен и ряд сотрудников ИК-6, включая ее начальника Дениса Механова. 23 декабря 2014 года Механов был приговорен к трем годам условно по части 1 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 16 месяцам исправработ по части 3 статьи 30 - части 4 статьи 223 УК (организация незаконного изготовления оружия). При этом от исправработ фсиновца освободили за истечением срока давности по второму обвинению.
Было доказано, что Механов создал в ИК-6 систему поборов с родственников заключенных. Несколько лет вплоть до волнений ноября 2012-го фсиновцы требовали у зеков суммы от 5 до 90 тысяч рублей. Отказавшимся создавались "неблагоприятные условия". Что касается статьи 223, то ее бывшему начальнику ИК-6 вменили за организацию производства в колонии сувенирных ножей, кинжалов, сабель и т. п.
8 июня 2015 года Механову вынесли второй приговор - также по части 1 статьи 285. На этот раз фсиновцу вменили, что он незаконно содержал осужденных в более строгих условиях, чем положено, а за смягчение режима для каждого конкретного зэка вымогал через этих заключенных деньги и ценности у их родственников. Утверждалось, что эти средства расходовались на нужды ИК-6. По этому делу Механов получил полтора года условно и тут же был амнистирован по случаю 70-летия победы над Германией.