Россия отказалась экстрадировать сына Джемилева на Украину
Россия отказалась экстрадировать осужденного Хайсера Джемилова, сына национального лидера крымских татар Мустафы Джемилева, для отбытия срока на Украину. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Николая Полозова, адвоката заключенного. Как пояснил юрист, соответствующую бумагу Минюст Украины получил из российской Генпрокуратуры.
В своем твиттере Полозов уточнил, что отказ поступил на повторный экстрадиционный запрос. Ранее сообщалось, что первый запрос Украины о выдаче Джемилова Россия проигнорировала.
"Теперь ожидаем суда по УДО", - заключил адвокат.
27 мая 2013 года Джемилов из окна своего дома в Бахчисарае застрелил друга семьи - 44-летнего Февзи Эдемова. Киевский райсуд Симферополя арестовал подозреваемого, однако позже Апелляционный суд Киева его освободил. В ходе разбирательства Джемилов признал, что выстрелил в Эдемова, однако настаивал, что сделал это по неосторожности.
По словам Мустафы Джемилева, в конце 2000-х годов его сын лечился в психиатрической клинике.
После захвата Крыма Россией оккупационные власти арестовали Джемилова. Крымскотатарский лидер отмечал, что Владимир Путин во время их беседы в марте 2014 года шантажировал его судьбой сына. ЕСПЧ обязал Россию освободить арестованного, однако это постановление было проигнорировано.
Процесс Джемилова шел в Краснодарском крайсуде с марта 2015 года. 27 мая Полозов заявил ходатайство о прекращении разбирательства, представив вступивший в силу приговор к 3 годам 8 месяцам колонии, вынесенный по этому же делу 10 апреля Днепровским райсудом Киева. Однако судья Владимир Кобзев в прекращении дела отказал. Свое решение он объяснил тем, что судил Джемилова не российский суд. Между тем из части 3 статьи 12 российского УК следует, что наличие приговора, вынесенного на Украине, является достаточным основанием для прекращения уголовного преследования подсудимого в России.
В обвинительном заключении Джемилову вменялись пункт "и" части 2 статьи 105 УК России (убийство из хулиганских побуждений), часть 1 статьи 226 (хищение оружия и боеприпасов) и часть 1 статьи 222 российского УК (незаконное хранение оружия). По первому из этих обвинений сыну крымскотатарского лидера грозил срок вплоть до пожизненного.
Однако присяжные, с участием которых рассматривалось дело, сняли с подсудимого обвинение в умышленном убийстве, и Кобзев был вынужден переквалифицировать его на часть 1 статьи 109 российского УК (причинение смерти по неосторожности). 10 июня он приговорил Джемилова к пяти годам общего режима.
Полозов обжаловал приговор, и 2 сентября коллегия Верховного суда снизила осужденному срок до трех с половиной лет. Преследование Джемилова по 109-й статье было прекращено за истечением срока давности привлечения к ответственности, а сроки по 226-й и 222-й статьям апелляционная инстанция уменьшила.
В конце сентября Полозов сообщил, что Джемилова отправили в Астраханскую область. Юрист подчеркнул, что отправка его подзащитного в этот регион незаконна: осужденного должны были этапировать в колонию либо в Крыму - по месту жительства, - либо в Краснодарском крае - по месту вынесения приговора.
Позже выяснилось, что Джемилова доставили в ИК-10 в областном центре. Там на него наложили несколько взысканий, после чего он был переведен в помещение камерного типа - внутреннюю тюрьму колонии.
Ходатайство об условно-досрочном освобождении Джемилова Полозов подал в начале декабря. Он заметил, что согласно постановлению пленума российского Верховного суда наличие взысканий не является основанием для отказа в УДО.