Подано ходатайство об УДО Хайсера Джемилова
Адвокат Николай Полозов, представляющий интересы Хайсера Джемилова, сына национального лидера крымских татар Мустафы Джемилева, подал в Советский райсуд Астрахани ходатайство об условно-досрочном освобождении своего доверителя. Об этом юрист сообщил у себя в твиттере.
Заключенный содержится в ИК-10 общего режима в областном центре. Полозов заметил, что на Джемилова наложили уже несколько взысканий, после чего он был переведен в помещение камерного типа - внутреннюю тюрьму колонии. Тем не менее согласно постановлению пленума российского Верховного суда наличие взысканий не является основанием для отказа в УДО, подчеркнул юрист.
По словам адвоката, самочувствие 34-летнего Джемилова хорошее. Во вторник у заключенного состоялось краткосрочное свидание с матерью и женой.
27 мая 2013 года Джемилов из окна своего дома в Бахчисарае застрелил друга семьи - 44-летнего Февзи Эдемова. Пострадавший умер на месте. Орудием убийства был карабин, принадлежащий Мустафе Джемилеву. Милиция возбудила дело. Киевский райсуд Симферополя арестовал подозреваемого. Позже, однако, Апелляционный суд Киева постановил освободить Джемилова.
В ходе разбирательства обвиняемый признал, что стрелял в Эдемова. В то же время он отрицал умышленный характер своих действий, настаивая, что выстрелил по неосторожности.
По словам Мустафы Джемилева, в конце 2000-х годов его сын лечился в психиатрической клинике.
После захвата Крыма Россией оккупационные власти арестовали Джемилова. Крымскотатарский лидер отмечал, что Владимир Путин во время их беседы в марте 2014 года шантажировал его судьбой сына. ЕСПЧ обязал Россию освободить арестованного, однако это постановление было проигнорировано.
Дело Джемилова передали в суд в декабре 2014 года. При этом "верховный суд" Крыма на момент отправки дела из прокуратуры сформирован еще не был, поэтому рассмотрение дела поручили Краснодарскому крайсуду - также вопреки позиции ЕСПЧ, указывавшего, что сына крымскотатарского лидера следует судить или в Крыму, или на континентальной Украине.
Процесс Джемилова продолжался с марта 2015 года. 27 мая Полозов заявил ходатайство о прекращении разбирательства, представив вступивший в силу приговор к 3 годам 8 месяцам колонии, вынесенный по этому же делу 10 апреля Днепровским райсудом Киева. Однако судья Владимир Кобзев в прекращении дела отказал. Свое решение он объяснил тем, что судил Джемилова не российский суд. Между тем из части 3 статьи 12 российского УК следует, что наличие приговора, вынесенного на Украине, является достаточным основанием для прекращения уголовного преследования подсудимого в России.
В обвинительном заключении Джемилову вменялись пункт "и" части 2 статьи 105 УК России (убийство из хулиганских побуждений), часть 1 статьи 226 (хищение оружия и боеприпасов) и часть 1 статьи 222 российского УК (незаконном хранении (часть 1 статьи 222). По первому из этих обвинений сыну крымскотатарского лидера грозил срок вплоть до пожизненного.
Однако присяжные, с участием которых рассматривалось дело, сняли с подсудимого обвинение в умышленном убийстве, и Кобзев был вынужден переквалифицировать его на часть 1 статьи 109 российского УК (причинение смерти по неосторожности). 10 июня он приговорил Джемилова к пяти годам общего режима.
Полозов обжаловал приговор, и 2 сентября коллегия Верховного суда снизила осужденному срок до трех с половиной лет. Преследование Джемилова по 109-й статье было прекращено за истечением срока давности привлечения к ответственности, а сроки по 226-й и 222-й статьям апелляционная инстанция сократила.
Об отправке Джемилова в Астраханскую область Полозов сообщил в конце сентября. Юрист подчеркнул, что отправка его подзащитного в этот регион незаконна: Джемилова должны были этапировать в колонию либо в Крыму - по месту жительства, - либо в Краснодарском крае - по месту вынесения приговора. "Безусловно, незаконное этапирование Джемилова в другой регион - это ответ российской власти на политическую деятельность его отца", - заключил адвокат.
Тогда же Полозов заметил, что Россия так и не ответила на повторный запрос Украины об экстрадиции Джемилова.