статья Бить врага что есть полномочий

Владимир Абаринов, 03.10.2002
Джордж Буш. Фото AP

Джордж Буш. Фото AP

Президент Буш и лидеры Палаты представителей Конгресса США пришли к единой позиции по иракскому вопросу. Процесс согласования завершился в среду утром за завтраком в Белом доме. По случаю общей победы законодатели и должностные лица администрации вышли всем дружным коллективом в Розовый сад к журналистам. Буш в очередной раз рассказал народу, с каким коварным врагом ему приходится иметь дело, – между прочим, он назвал Саддама "учеником Сталина", который-де сеет террор и насилие даже в свое собственной семье.

Спикер нижней палаты Деннис Хастерт заверил публику, что согласованный текст резолюции Конгресса именно таков, как хотел президент. "Резолюция, - сказал он, - не связывает руки президенту, она дает ему гибкость, необходимую для выполнения задачи. Резолюция не требует, чтобы президент предварительно заручился согласием ООН. Она поддерживает готовность президента работать с ООН, но не требует от него, чтобы он добивался одобрения ООН. Если президент придет к выводу, что он должен действовать в одностороннем порядке, чтобы защитить американский народ, он имеет право и возможность сделать это".

Лидер демократического меньшинства в Палате представителей Дик Гепхардт выступил с ровно противоположных позиций – он сделал акцент не на том, что осталось в тексте от президентского проекта, а на поправках, внесенных по настоянию умеренного крыла Конгресса. Таких поправок он назвал три: во-первых, в нынешней редации резолюция отдает предпочтение дипломатическим мерам воздействия на Ирак в рамках Совета Безопасности ООН; во-вторых, если президент придет к выводу, что военная акция необходима, он должен информировать Конгресс о том, что все дипломатические средства исчерпаны и более не обеспечивают национальную безопасность США не позднее чем через 48 часов после начала военной операции; и наконец, в дальнейшем президент должен регулярно (каждые 60 дней) информировать Конгресс о ходе операции. "Мы должны ответить на угрозу дипломатически, если сможем, и силой, если мы будем вынуждены", - резюмировал Гепхардт.

В Сенате ситуация сложнее, и дело вовсе не в том, что у демократов в верхней палате большинство в один голос. К числу сторонников войны принадлежит, например, демократ Джо Либерман, а в том случае, если голоса разделятся поровну, в Сенат придет вице-президент Чейни и его голос по Конституции будет решающим. Но и среди республиканцев есть умеренные.

Вопрос о военных полномочиях президента вообще находится в "серой зоне" конституционного права. Объявление войны – исключительная прерогатива Конгресса. Президент по праву главнокомандующего может отдать приказ о начале боевых действий только с целью отражения внезапного нападения на страну и подавления мятежа. Однако Конгресс объявлял войну всего пять раз в американской истории: Англии в 1812 году, Мексике в 1846-м, Испании в 1898-м, а также при вступлении Америки в Первую и Вторую мировые войны; военную же силу США применяли более 200 раз. Конгресс попросту не пользовался своим правом и только после вьетнамской войны, в 1973 году, принял Резолюцию о военных полномочиях, обязавшую президента "в каждом возможном случае" консультироваться с Конгрессом; если обе палаты примут совместно или по отдельности решение о прекращении боевых действий, президент обязан подчиниться.

В случае с Саддамом позиции администрации подкрепляет Закон об освобождении Ирака 1998 года, к которому апеллирует президент Буш. В документе сказано, что США поддерживают "усилия, направленные на отстранение от власти режима во главе с Саддамом Хусейном" и способствуют "возникновению демократического правительства, которое заменило бы этот режим". Закон санкционирует предоставление военного имущества и военной подготовки иракским оппозиционным группам и содержит призыв предать Саддама суду международного трибунала за геноцид и преступления против человечества. Однако в законе имеется специальная оговорка о том, что он не может использоваться как основание для применения Вооруженных сил США против Ирака.

Вот почему президенту, хоть он и ссылается на закон 1998 года, нужна новая "сильная" резолюция. Всего вероятнее, Сенат ее примет. Сенатор Джозеф Байден, предложивший альтернативный проект, прекрасно понимает, что он в меньшинстве. Однако и единодушной поддержки в верхней палате президент не получит.

Напомним, что в январе 1991 года Конгресс принял резолюцию, разрешающую президенту применение силы против Ирака, скромным большинством: в Сенате соотношение было 52:47, в Палате представителей - 250:183, причем голоса распределились по партийной принадлежности. Голосованию предшествовали бурные трехдневные дебаты, в ходе которых высказалось небывалое число законодателей – 268 членов нижней палаты и 93 сенатора. Подписывая принятую резолюцию, президент Буш-старший заявил, что его подпись "ни в коей мере не означает какого-либо изменения в позиции исполнительной власти как по вопросу о конституционности права президента использовать Вооруженные силы для защиты жизненно важных интересов США, так и по вопросу конституционности самой Резолюции о военных полномочиях". Спор о военных полномочиях, таким образом, не завершен и возобновляется всякий раз, когда президент решает применить военную силу.

Владимир Абаринов, 03.10.2002


новость Новости по теме