статья Чужой лейборист лучше своего демократа

Владимир Абаринов, 25.09.2002
Саддам Хусейн. Коллаж Граней.Ру

Саддам Хусейн. Коллаж Граней.Ру

Иракское досье Тони Блэра, без сомнения, произвело сильное впечатление на оппонентов британского премьера, в том числе из стана лейбористов. В противном случае они не возражали бы ему так вяло. "Ничего нового" - вот резюме противников силового воздействия на Саддама. По их мнению, 50-страничный документ, подготовленный Объединенным комитетом по разведке (правительственный орган, в состав которого входят главы всех разведывательных ведомств и ключевых министерств Соединенного Королевства) и преданный гласности за несколько часов до начала парламентских дебатов, представляет собой не что иное, как компиляцию уже известных фактов. Они говорят, что для того, чтобы убедить публику, Тони Блэру следовало запастись более сильными свидетельствами.

Аргумент удивительный. "Вам мало? - хочется спросить этих критиков. – Вы предпочитаете дождаться, пока Саддам сделает ядерную бомбу?" Перечислим "слабые" положения доклада.

После войны в Заливе, утверждают его авторы, Ирак сохранил часть своих арсеналов химического и биологического оружия и продолжает их производство, в том числе горчичного газа, табуна, зарина, циклозарина и газа VX. Некоторые виды этих вооружений находятся в 45-минутной готовности к применению.

Для производства биологического оружия в Ираке созданы мобильные лаборатории, которые легко спрятать от любых инспекций.

Ирак располагает примерно 20 ракетами "Аль-Хуссейн" с радиусом действия 650 километров, начал размещать жидкотопливные ракеты "Аль-Самуд" и твердотопливные "Абабиль" с радиусом действия до 200 километров. Согласно новейшим данным, Ирак работает над ракетой с радиусом действия до 1000 километров – этого достаточно для поражения целей в странах Залива, в Турции, Греции и на Кипре. В настоящее время в Ираке построен испытательный стенд для этой ракеты; она будет поставлена на вооружение к 2007 году. Совет Безопасности ООН запретил Ираку иметь ракеты с радиусом действия более 150 километров.

Багдадский режим способен создать ядерное оружие в течение пяти лет собственными силами и в течение года-двух, если ему удастся раздобыть расщепляющиеся материалы за рубежом. Такие попытки Багдад настойчиво предпринимает, в частности, в Африке.

Иракские программы создания оружия массового уничтожения не испытывают недостатка в финансировании: в этом году Багдад сумел скрыть от Комитета ООН по санкциям три миллиарда долларов, заработанных на экспорте нефти.

По мнению британской разведки, Саддам разрабатывает оружие масового уничтожения отнюдь не в качестве "последнего довода" на случай попытки своего свержения – с его помощью он намерен доминировать в регионе и угрожать соседям.

Режим Саддама отличается дикой жестокостью даже по отношению к членам семьи самого диктатора. В стране нет и намека на справедливую судебную процедуру. Наказания преступников включают ампутацию конечностей, ушей и языка, а также клеймение каленым железом. Излишне говорить, что политические противники Саддама иcчезают без суда и следствия.

Доклад содержит также хронику инспекций ООН с описанием случаев запугивания и физического воздействия, которым подвергались инспектора. Среди разнообразных и многочисленных нарушений Ираком своих обязательств фигурируют установленные в декабре 1997 года так называемые "президентские объекты" - территории вокруг дворцов Саддама, объявленные "суверенными", на которые инспектора так и не смогли попасть. На карте, приложенной к докладу, для сравнения изображена территория, занимаемая Букингемским дворцом, – она соотносится с "президентским объектом" примерно в той же пропорции, в какой Московская область с территорией России.

Словно в насмешку, из Багдада Блэру ответил не кто-нибудь, а сам министр культуры Ирака Хамед Юсиф Хуммади, который квалифицировал доклад как часть сионистской пропаганды. Советник Саддама генерал-лейтенант Амир аль-Сади заявил, в свою очередь, что доклад представляет собой "смесь полуправды, лжи, недальновидных и наивных утверждений". Это пока самый сильный ответ на "слабые" аргументы.

Что же касается британской общественности, то опрос показал: поддержка военной операции против Ирака выросла на Британских островах за последние несколько часов на четыре процента и составляет теперь 37 процентов.

Второй по значению новостью на "иракском фронте" следует признать неожиданную эскападу бывшего вице-президента США Эла Гора. Выступая в понедельник в Сан-Франциско, он подверг небывало резкой критике политический курс администрации Буша и в особенности ее позицию в отношении Ирака. По мнению Гора, Буш бездарно разбазарил сочувствие и симпатию, которыми пользовалась Америка во всем мире после 11 сентября. Свои угрозами Багдаду он достиг того, что на смену им пришел страх перед неопределенностью – теперь, мол, мир боится не того, что могут сделать террористы, а того, что могут сделать США. "Если мы закончим войну в Ираке так, как мы закончили войну в Афганистане, мы окажемся в худшем положении, чем теперь", - предрек Эл Гор с интонациями сивиллы. Заодно он сообщил, что примет решение, избираться ли ему в президенты в 2004 году, в декабре.

Республиканцы тотчас обвинили его в попытке заработать политические очки на проблеме, с которой шутить опасно. Метаморфозу, приключившаяся с Гором, трудно объяснить иначе. Вьетнамский ветеран и бывший военнопленный сенатор Джон Маккейн в ток-шоу Ларри Кинга напомнил, что в 1991 году Гор был один из весьма немногих демократов в верхней палате, проголосовавших за военную операцию против Ирака. Впоследствии Гор обвинял Буша-старшего в предательстве за то, что он "стремительно бежал с поля боя", а не добил врага в его логове. Гораздо более жесткую позицию по отношению к Саддаму Гор занял и в ходе президентских дебатов с Бушем-младшим – тогда именно он, а не Буш, заявил, что употребит все средства для отстранения Саддама от власти.

Конечно, политические взгляды могут меняться, в том числе и на диаметрально противоположные. Но где гарантия, что Гор не изменит их еще раз, став президентом?

Владимир Абаринов, 25.09.2002