Ноздря в ноздрю
Возможно, самое интересное для российской публики в американских президентских дебатах – не их содержание, а их регламент. Второй раунд, состоявшийся в пятницу в Сент-Луисе, штат Миссури, кардинально отличался от первого тем, что проходил в формате town hall. Это означает, что вопросы на сей раз задавал не ведущий, а люди из публики. Составившие аудиторию 140 человек прошли через отсев, с тем чтобы исключить присутствие в зале сторонников того или иного кандидата. Социологическая служба Гэллапа отобрала для участия в дебатах избирателей, которые еще не решили, за кого они будут голосовать 2 ноября. Каждый из них подал в письменном виде свои вопросы, один для президента, один для сенатора Керри, из которых ведущий, обозреватель ABC Чарльз Гибсон, выбрал по своему разумению наиболее интересные. Никто, кроме Гибсона, окончательного перечня вопросов не видел. Кандидат имел две минуты на ответ, его соперник – полторы минуты на свою реплику. Если ведущий считал необходимым что-то уточнить, он мог предложить кандидатам обменяться дополнительными замечаниями на ту же тему.
Проблемы, волнующие избирателей, хорошо известны. При подготовке к дебатам кандидаты заучивают наизусть свои монологи, в которых каждое слово взвешено советниками. Всеми силами они стараются избежать импровизации и не допустить эмоциональных всплесков. Политтехнологи и консультанты пытаются предусмотреть наиболее острые и неприятные повороты дискуссии. Но предугадать точную формулировку вопросов невозможно. В дебатах по сценарию town hall всегда таятся подводные камни. Для сенатора Керри им стал первый же вопрос, открывший дебаты. "Мои знакомые сказали, что не будут голосовать за вас, потому что вы слишком вялый, - сообщила ему дама средних лет. – У вас есть что ответить им?" Это было сильное начало, сразу же выбившее сенатора из наезженной колеи. "Конечно, есть", - сказал он, невесело усмехнувшись, и, чтобы выиграть время, стал благодарить организаторов мероприятия. Вопрос сразу поставил Джона Керри в положение оправдывающегося. Все полтора часа он доказывал, что он не вялый.
В целом кандидаты не вышли за рамки своих прежних заявлений по ключевым проблемам. Прежде всего это касается положения в Ираке и всего комплекса вопросов национальной безопасности и внешней политики, которые заняли неожиданно большое место в дискуссии. Президент применил свое испытанное оружие – он обличал оппонента в неустойчивости взглядов. "Было время, когда он (Керри. - В.А.) был твердым сторонником свержения Саддама Хусейна, – сообщил публике Буш. - Я не понимаю, как можно руководить страной в военное время, в период неопределенности, если ты меняешь свою позицию исходя из политической конъюнктуры". Сенатор отвечал на это, что был и остается сторонником свержения Саддама. "Но я применил бы силу с умом, - объяснял он. - С умом использовал бы свои полномочия, не рвался бы воевать, не имея плана, как выиграть мир".
Этот спор не имеет однозначного решения, тем более его нельзя выиграть в такой краткой дискуссии. Сегодня невозможно отмотать пленку назад и начать войну заново, с умом и мирным планом. Необходим план, применимый к нынешней иракской ситуации. Но ситуация настолько сложна и подвижна, что соперники оперируют лишь риторическими оборотами.
Разговор о проблемах экономики, налогообложения и здравоохранения был более предметным. Инвективы Керри по поводу пагубной экономической политики администрации, обратившей рекордный профицит федерального бюджета в рекордный дефицит, совершенно справедливы, но не менее основательны и утверждения Буша о том, что его налоговый план сработал и экономика вышла из рецессии. Советники кандидата республиканцев подсчитали, что социальные обещания сенатора обойдутся в 2,2 триллиона долларов – получить такие средства возможно лишь путем повышения налогов. В конце концов Керри торжественно пообещал не повышать налоги для тех американцев, чьи доходы составляют менее 200 тысяч долларов в год, а остальных вернуть к прежней шкале налогообложения.
Опросы, проведенные телекомпаниями ABC и CNN сразу же после дебатов, присудили победу Джону Керри с преимуществом в 1-4 процентных пункта. Однако эти данные не считаются репрезентативными – аудиторию этих каналов составляют зрители преимущественно либеральных взглядов. Более корректные цифры появились в воскресенье. По данным службы Zogby, Керри опережает сейчас своего соперника на один пункт – 46 процентов против 45, причем второй раунд дебатов на это сотношение никак не повлиял. Третий кандидат, Ральф Найдер, набирает менее одного процента. Семь процентов избирателей еще не определились со своим выбором, а остальные голосовать не собираются. Опрос еженедельника Time утверждает, что оба кандидата пользуются поддержкой 45 процентов американцев, а электорат Найдера составляет три процента.
Статьи по теме
Ноздря в ноздрю
До президентских выборов в США осталось три недели. Опросы общественного мнения, проведенные после второго раунда теледебатов между Джорджем Бушем и Джоном Керри, показывают, что соперники выходят на финишную прямую вровень. Как и четыре года назад, страна расколота пополам.
О России с тревогой
Президентская кампания в США вступила в решающую фазу: в кандидаты открыли серию теледебатов. Их темой были внешняя политика и национальная безопасность. Наряду с Ираком, Ираном и Северной Кореей в числе острых оказался и вопрос об антидемократических реформах Владимира Путина. Буш и Керри проявили тут редкое единомыслие, хотя демократический кандидат выражался о происходящем в России более резко. Кстати, по результатам опросов победил в дебатах именно он.
Список замеченных опечаток
Президентская кампания в США окончательно перешла на личности. Объектом нападок вслед за сенатором Керри стал президент Буш. Его обвиняют в уклонении от призыва в армию и в том, что, будучи пилотом Национальной гвардии, он пользовался покровительством высокого начальства. Однако сенсация не прожила и суток: эксперты считают документы, на основании которых выдвинуты обвинения, грубой подделкой. Такого в истории американских выборов не было давно.
Созидательная сила свободы
"Это наступившее столетие будет веком свободы", - заявил президент Буш в своей программной речи на национальном съезде Республиканской партии в Нью-Йорке. Кандидат республиканцев нарисовал блестящие перспективы, ожидающие американский народ в случае его переизбрания, и не пожалел сарказма в описании своего оппонента. Съезд республиканцев завершился ликованием делегатов, но позволит ли он Джорджу Бушу оторваться от преследующего его по пятам Джона Керри? Об этом мы узнаем из ближайших опросов. Из Вашингтона - Владимир Абаринов.
То ли пиар, то ли эхо прошедшей войны
Лора Буш "не считает несправедливыми" обвинения вьетнамских ветеранов, утверждающих, что сенатор Джон Керри лжет публике о своих славных боевых делах. А бывший министр ВМС США Джон Леман "понятия не имеет", откуда взялась его подпись на приказе о награждении Джона Керри "Серебряной звездой", факсимиле которого опубликовано на вебсайте кандидата демократов. Как видно, вьетнамская одиссея Керри далека от завершения. Спустя 35 лет он снова угодил в засаду.
Спаситель душ и хомячков
Джону Керри, кандидату в президенты США, была предоставлена последняя возможность показать себя во всей красе. Съезд демократов - удобный случай собрать многомиллионную аудиторию в прайм-тайм, не заплатив за это ни копейки. Однако обозреватель Граней.Ру Владимир Абаринов считает, что предвыборный монолог Керри и его соратникам не вполне удался.
Бостонский старт
В понедельник Бостоне открывается национальный съезд Демократической партии, который завершится в четверг официальным выдвижением сенаторов Керри и Эдвардса кандидатами в президенты США и, соотвественно, в вице-президенты.
ДВА: Демократический выбор Америки
Интрига президентской кампании в США получила новый импульс: кандидат демократов объявил имя своего напарника. По билету Джона Керри, как говорят в Америке, в вице-президенты будет избираться сенатор Джон Эдвардс. Первый же опрос показал, что это отличный выбор. Республиканцы мгновенно приняли контрмеры. Начинается гонка на выживание: соперники уже достигли предела своих возможностей, а главное еще впереди.