статья Двое на качелях

Владимир Абаринов, 20.02.2008
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Президентская кампания в США подошла к важнейшему рубежу, за которым должны определиться финалисты гонки. Если республиканца Джона Маккейна способны выбить из накатанной колеи разве что чудо или несчастный случай, то у демократов положение сложное и двусмысленное.

Соперничество Хиллари Клинтон и Барака Обамы носит беспрецедентно острый характер. На дебатах в Южной Каролине соперники бросились в рукопашную, в зале стоял ор, в котором невозможно было разобрать ни единого слова. На дебатах в Голливуде, где зал был заполнен звездами, Клинтон и Обама демонстративно помирились, но накал подспудной борьбы не ослабили. После того как сошел с дистанции третий кандидат демократов Джон Эдвардс, Хиллари предложила Бараку еженедельные дебаты, но Барак отказался - он и так неуклонно набирает очки и уже вырвался вперед. Однако лидерство его непрочное, все еще может измениться. Весьма вероятно, что ни одному из кандидатов не удастся обеспечить себе "проходной балл" на первичных выборах - 2025 делегатов.

В этом случае вопрос будет решать съезд. Такого не было с 1968 года, когда кандидат администрации вице-президент Губерт Хэмфри не участвовал ни в одних праймериз, а фаворит гонки Роберт Кеннеди был убит. Но в 1968 решали все избранные на съезд делегаты. На этот раз решать будут суперделегаты, не связанные итогами первичных выборов в своих штатах. Суперделегаты - это члены Конгресса и партийные функционеры. Они вправе голосовать по собственному усмотрению. Таких делегатов на съезде будет 795 человек.

Некоторые из них уже сделали свой выбор и объявили об этом. По числу суперделегатов, поддержавших ее, Хиллари сейчас впереди. Неопределившихся и она, и Барак сейчас умасливают изо всех сил. Уже был случай, когда суперделегат передумал: сначала поддержал Клинтон, а потом переметнулся к Обаме.

У Хиллари, кроме того, есть еще один мощный резерв: делегаты Мичигана и Флориды. Парторганизации этих двух штатов наказаны за самочинное решение провести первичные выборы раньше дат, назначенных Национальным комитетом демократов, - делегаты избраны, но на съезд не поедут. Кандидаты согласились с решением комитета и не вели кампанию в Мичигане и Флориде. В обоих штатах выиграла Хиллари Клинтон. Теперь она надеется, что им все же разрешат участвовать в съезде: избиратели не виноваты в ошибках партийных боссов. Обама такому обороту всячески сопротивляется - мол, нечего менять правила посреди игры. "Даже моя шестилетняя дочь, - заявил он, - понимает, что это было бы нечестно".

Руководство партии в трудном положении. Оно не хотело бы доводить дело до съезда и создавать впечатление, что решение отдано на откуп узкой группе лиц. В комментариях по этому поводу уже появилось старое выражение "прокуренная комната" - когда-то, дымя сигарами, партийные бонзы вступали в закулисные сделки, полностью игнорируя мнение рядовых членов партии. Для того и придуманы первичные выборы, чтобы исключить возможность сговора за спиной избирателей.

Из стана Обамы раздаются призывы к суперделегатам голосовать так, как решил народ их штатов. Но что значит "как решил народ"? Член Палаты представителей избран от определенного избирательного округа, который мог отдать предпочтение кандидату, проигравшему праймериз в штате. У демократов действует пропорциональная система. Должен ли конгрессмен голосовать вместе со своими избирателями или вместе со всем штатом? Должен ли он ориентироваться на число делегатов или на число голосов избирателей (иногда собравший больше голосов получает меньше делегатов, и наоборот)? Клинтон говорит, что суперделегаты должны принять независимое решение "в интересах партии и страны".

Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что неформальный лидер партии, Билл Клинтон, не может занять объективную позицию - он участвует в кампании своей жены, причем настолько активен, что Обама сказал однажды с досадой: "Иногда трудно понять, кто мой соперник". А Хиллари на дебатах спросили: "Если уж вы теперь не в состоянии контролировать вашего мужа, что же будет, когда он снова окажется в Белом Доме?"

В этих условиях лидерство перешло к Элу Гору как второму по авторитетности вождю. Журналисты New York Times разузнали о состоявшемся на днях совещании в узком кругу с участием Гора. Мнение нобелевского лауреата могло бы стать решающим для многих суперделегатов, но бывший вице-президент занял выжидательную позицию - он надеется, что финалист определится до съезда. О своем нейтралитете заявил и Джон Эдвардс, который собрал 26 делегатов: эти голоса при плотном соперничестве тоже способны решить исход борьбы. По последним сведениям, Обама в воскресенье посетил Эдвардса в его доме в Северной Каролине в надежде склонить его на свою сторону. Встреча была тайной, но местная телекомпания, предуведомленная неким информатором, сняла крепкие мужские объятия с вертолета. Эдвардс, как сообщают источники, так и не сказал Обаме ни "да", ни "нет".

Существует еще одна возможность, о которой на голливудских дебатах модератор прямо спросил конкурентов: почему бы им не создать "команду мечты" - Обама-Клинтон или Клинтон-Обама (второй номер избирается в вице-президенты)? Вопрос вызвал горячее одобрение зала. Обама ответил, что между первым и вторым вариантом существует большая разница, и наговорил комплиментов Хиллари. "Похоже, она будет в вашем коротком списке", - не отставал ведущий (то есть будет рассматриваться в качестве напарника, если Обама выиграет номинацию). "Она будет в чьем угодно коротком списке", - сказал Обама. Хиллари на тот же вопрос бойко ответила, что подписывается под каждым словом Обамы.

Тем временем избирательная комиссия Нью-Йорка вдруг начала пересчет бюллетеней в 80 округах: чиновникам показалось невероятным, что Обама набрал ничтожное число голосов в "традиционно черных" местах. Так, например, в одном из округов Гарлема счет оказался 141:0 в пользу Клинтон, а после пересчета – 261:136. Комиссия утверждает, что ошиблись машины, – теперь голоса пересчитывают вручную. Та же история в черном районе Бруклина: первоначальный подсчет дал результат 118:0, а теперь нашлись 116 бюллетеней за Обаму.

Все равно проиграл, но если кандидаты начнут оспаривать итоги голосования, как это было в 2000 году у Буша и Гора, в ход пойдет и аргумент об общем числе голосов избирателей, волю которых, дескать, надо уважать.

Сезон первичных выборов завершается у демократов 7 июня кокусами в Пуэрто-Рико.

Владимир Абаринов, 20.02.2008


новость Новости по теме