Россия предложила международный арбитраж по экстрадиции
Россия предложила создать международный арбитраж для решения вопросов о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Об этом, как пишет в среду "Коммерсант", сообщил глава Минюста России Юрий Чайка во время своего выступления в Госдуме.
По словам министра, "Россия неоднократно сталкивалась с отказом некоторых европейских стран в выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности, в том числе подозреваемых в причастности к терроризму". Чайка сообщил, что предложение создать международный арбитраж было поддержано участниками варшавского саммита Совета Европы в мае этого года и теперь вопрос "о механизмах разрешения споров" должен быть рассмотрен Европейским комитетом по проблемам преступности.
По словам источника в дипломатических кругах, эта инициатива исходит именно от Минюста и напрямую связана со случаями отказа в выдаче по запросам Генпрокуратуры лиц, обвиняемых в России в различных уголовных преступлениях. В подобных делах всегда присутствуют правовой и политический аспекты, а национальные суды нередко приходят к выводу, что то или иное лицо преследуется именно по политическим мотивам. При этом решение нацсуда является окончательным и какой-либо международно-правовой механизм его обжалования отсутствует.
По словам источника газеты, суть предложений Минюста сводится к созданию механизма третейского суда. Если одна страна отказала другой в выдаче конкретного лица, обе страны делегируют по одному арбитру, а те называют имя третьего, который решает, были ли достаточные основания для отказа в выдаче подозреваемого. При этом решение по существу дела (виновен–невиновен) третейский судья выносить не будет. В идеале решения третейского судьи должны иметь приоритет над решениями национальных судов. Но для этого необходимо, чтобы обе страны, между которыми возник спор, были участниками арбитража. Пока планируется ограничить юрисдикцию арбитража рамками Европы, создав его под эгидой Совета Европы. В российском МИДе, где подобные вопросы всегда проходят обязательную экспертизу, на просьбу прокомментировать заявление министра Чайки ответили, что "соответствующие вопросы согласовывались и продолжают согласовываться, так как процесс находится в стадии доработки".
Источник "Коммерсанта" полагает, что практической реализации предложений господина Чайки при самом благоприятном раскладе следует ожидать не раньше конца будущего года.
Справка
Кого не выдали России
В марте 1993 года Генпрокуратура РФ направила в Минюст Израиля письмо с просьбой о выдаче скрывающегося там бывшего администратора Игоря Талькова Валерия Шляфмана, обвиняемого в убийстве певца. Запрос отклонен.
19 августа 1996 года иммиграционный суд США отказался выдать РФ экс-директора Всероссийского биржевого банка Александра Конаныхина, обвиненного в хищении 8,1 миллиона долларов. 5 марта 1999 года он получил политическое убежище. 11 марта 2004 года ГУВД Москвы закрыло дело господина Конаныхина.
В апреле 1997 года в Варшаве арестован экс-советник президента РФ Сергей Станкевич, обвиненный Генпрокуратурой в получении взятки. 20 января 1998 года апелляционный суд Варшавы отказал в выдаче. В 1999 году господин Станкевич получил статус политэмигранта. 8 декабря 1999 года дело закрыто, в 2000 году он вернулся на родину.
12 декабря 2000 года в Испании задержан бизнесмен Владимир Гусинский. 18 апреля 2001 года Национальная судебная коллегия страны по особо важным делам отказала в выдаче, посчитав масштаб инкриминируемого ему мошенничества не соответствующим тяжкому преступлению. 14 октября 2003 года господина Гусинского отказалась выдать Греция.
22 февраля 2001 года в Париже по запросу российского бюро Интерпола задержан бизнесмен Михаил Живило, обвиняемый в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. 16 мая 2001 года апелляционный суд Парижа освободил господина Живило в связи с "отсутствием достаточных оснований для экстрадиции".
В октябре 2001 года Генпрокуратура России объявила вице-премьера Ичкерии Ахмеда Закаева в международный розыск. 5 декабря 2002 года он задержан в Лондоне. 13 ноября 2003 года магистратский суд Лондона отказал в экстрадиции. 29 ноября 2003 года Ахмед Закаев получил убежище в Британии.
В октябре 2002 года РФ направила в Британию запрос об экстрадиции Бориса Березовского, обвиняемого в хищениях. 12 сентября 2003 года магистратский суд Лондона отклонил запрос, посчитав, что преследование имеет политические мотивы. Борису Березовскому предоставили убежище. РФ до сих пор добивается его выдачи.
27 января 2004 года Израиль получила запрос РФ на выдачу совладельцев ЮКОСа Леонида Невзлина, Владимира Дубова и Михаила Брудно. 12 июля 2005 года запрос на Леонида Невзлина направлен США. Оба требования остались без ответа.
2 мая 2005 года полиция Швейцарии по запросу Минюста США арестовала экс-главу Минатома РФ Евгения Адамова, обвинявшегося в присвоении 9 миллионов долларов. 13 мая Генпрокуратура РФ возбудила дело в отношении экс-министра, обвинив его в мошенничестве и превышении полномочий. 19 мая в Швейцарию из РФ направлен запрос об экстрадиции. 3 октября Федеральное управление юстиции Швейцарии приняло решение о его выдаче США. Запрос России признан менее приоритетным.
"Коммерсант"
Дословно
Игорь Лукашов
Случаев невыдачи преступников очень мало. Боюсь, что некоторые страны не согласятся с целесообразностью создания нового органа. И к новой международной конвенции, инициатором которой выступает Россия, в очередной раз присоединятся лишь Таджикистан и Белоруссия.
"Коммерсант", 03.11.2005
Юрий Чайка
Россия неоднократно сталкивалась с отказом некоторых европейских стран в выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности, в том числе подозреваемых в причастности к терроризму. Министерством юстиции было выдвинуто предложение о введении института арбитража в механизме европейского сотрудничества в сфере выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений.
"Коммерсант", 03.11.2005
Павел Крашенинников
Конечно, можно сформировать некий унифицированный институт, который занимался бы этой проблематикой. Однако и в этом случае остается ряд препятствий для его нормального функционирования. Ведь государства действуют по своему усмотрению: если лицу грозит смертная казнь либо политическое преследование, государство такого гражданина не выдаст. И даже в случае создания арбитража эти проблемы не снимутся.
"Коммерсант", 03.11.2005