Британского лорда не пустили на суд по делу Трепашкина
Представителю палаты лордов британского парламента Николасу Рау отказано в получении российской визы. Об этом "Эху Москвы" сообщил в пятницу руководитель Фонда гражданских свобод Алик Гольдфарб.
По его словам, в российском посольстве в Великобритании отказ выдать визу объяснили тем, что принимающей стороной выступает не государственная, а общественная организация "За права человека". Николас Рау собирался в Москву, чтобы присутствовать на судебном заседании по делу бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина, которое состоится 3 октября.
В Тагилстроевском районном суде Нижнего Тагила будут рассматривать вопрос об условно-досрочном освобождении Трепашкина.
В мае прошлого года за разглашение гостайны Московский окружной военный суд приговорил Трепашкина к 4 годам в колонии-поселении. По версии следствия, Трепашкин в период службы в ФСБ копировал служебные документы, а затем незаконно хранил их у себя дома.
В апреле 2005 года Дмитровский городской суд признал Трепашкина виновным в незаконном хранении оружия и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года в колонии-поселении. Однако 1 июля этого года Московский областной суд отменил этот приговор и постановил изменить Трепашкину меру пресечения. После этого он был отправлен из СИЗО в колонию-поселение.
После отбывания одной трети срока Трепашкин подал заявление об условно-досрочном освобождении в суд Нижнего Тагила - по месту отбывания наказания.
Суд удовлетворил данное заявление и досрочно освободил Трепашкина, однако прокуратура не согласилась с данным решением и обжаловала его в вышестоящей инстанции.
16 сентября Свердловский областной суд отменил условно-досрочное освобождение Трепашкина и отправил дело обратно в суд Нижнего Тагила.
После этого бывший сотрудник ФСБ был снова взят под стражу.
Справка
Дело Михаила Трепашкина
Офицер ФСБ Михаил Трепашкин впервые открыто вступил в конфликт с начальством в ноябре 1998 года, когда он и несколько его коллег во главе с подполковником Александром Литвиненко заявили, что руководство ФСБ поручило им убийство Бориса Березовского. После ухода из органов безопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве в 1999 году. Он также представлял интересы сестер Морозовых, потерявших мать при взрыве на улице Гурьянова.
В 2002 году Трепашкину было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Наблюдатели, в том числе и зарубежные правозащитники, отметили в этом деле явные признаки фабрикации. Обвинение базировалось исключительно на том, что дома у Трепашкина якобы были найдены некие секретные документы. При этом никаких фактов собственно разглашения гостайны установлено не было. Тем не менее в мае 2004 года Московский окружной военный суд приговорил Трепашкина к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Между тем еще до вынесения этого приговора, в октябре 2003 года, Трепашкин был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия: при досмотре его машины был обнаружен пистолет "Иж-21" с патронами. Сам Трепашкин сразу заявил, что оружие ему было подброшено. В ходе судебного процесса по этому делу в Дмитровском городском суде доказательная база обвинения фактически развалилась из-за противоречий в показаниях свидетелей. Однако судья по сути взяла на себя функцию обвинения: она по-своему объяснила, как был найден пистолет, и на основании этой версии вынесла обвинительный приговор, причем более суровый, чем того требовал прокурор. 1 июля 2005 года Мособлсуд отменил этот приговор и постановил отправить Трепашкина из СИЗО в колонию-поселение.
Требуя признать дело Трепашкина политическим, правозащитники обращали внимание на то обстоятельство, что адвокат был арестован спустя месяц после того, как были опубликованы его обвинения в причастности ФСБ к терактам осени 1999 года, и за неделю до того, как он должен был выступить в суде, защищая интересы сестер Морозовых. Этот факт побудил Госдепартамент отнести дело Трепашкина к разряду политически мотивированных. Преследование Трепашкина послужило для американских властей основанием для предоставления Алене Морозовой политического убежища.
Статьи по теме
Второй страшный сон Путина
Покидая Украину, посланец Березовского забрал пустой чемоданчик с собой - он пригодится для доставки вещдоков в следующий раз, когда российская прокуратура наконец займется делом о взрывах жилых домов. Прибытие черного чемоданчика из Лондона в Москву - второй страшный сон Путина.
Соло для Бандуры
На суде по делу адвоката Михаила Трепашкина, имевшего неосторожность поссориться с ФСБ, версия обвинения полностью развалилась, так что прокурор потребовал для подсудимого всего год лишения свободы. Однако судья Джульетта Бандура решила поправить мягкосердечного обвинителя и умело взяла его работу на себя. Результат - два года лишения свободы.