Новый свет над старой Европой
Афинский саммит Евросоюза изначально воспринимался как событие исключительно праздничное, знаменующее триумф европейских ценностей на всем пространстве континента и безоблачное будущее новой Европы – ведь именно на этом саммите 10 стран-кандидатов в члены ЕС подписывают соглашение о вступлении в союз.
Однако период между решением о вступлении новых членов и подписанием документа в Афинах оказался вовсе не временем подготовки к общеевропейскому празднику. В какую Европу вступают страны-кандидаты? Иракский кризис, как известно, разобщил европейцев. И последствия этого разобщения до сих пор не преодолены. Еще вчера в Ганновере Герхард Шредер и Тони Блэр улыбались друг другу и произносили слова о необходимости преодоления разногласий, но в минувшие выходные тот же Шредер прилетел к Владимиру Путину вместе с Жаком Шираком, продемонстрировав, что союз стран, выступавших против свержения режима Саддама Хусейна, ничего не забыл и ничему не научился. К тому же новые члены ЕС до сих пор не могут простить старым пренебрежительного отношения к их мнению. Польские политики, с которыми мне пришлось беседовать после знаменитого заявления Ширака, осудившего письмо восточноевропейских премьеров в поддержку американской позиции, замечали – их реакция была бы куда более жесткой, если бы не предстоящий в стране референдум относительно вступления в Евросоюз. Никто не собирается щадить самолюбие безнадежно застрявшего в прошлом французского ветерана, но интересы страны, собирающейся вступать в ЕС, подразумевают бережное отношение к авторитету самой организации и руководителей стран, которые в нее входят.
Вероятно, после того как пройдут все референдумы, необходимые для расширения ЕС, церемониться с политиками, считающими, что в единой Европе могут быть страны первого и второго сорта, никто больше не будет. Тем более что Жак Ширак и Герхард Шредер, рискнувшие своим авторитетом накануне иракской войны, большую часть этого авторитета потеряли и сегодня выглядят аутсайдерами мировой политики, вынужденными транслировать свое мнение о происходящем из далекого от европейских реалий Санкт-Петербурга. Новые члены ЕС вместе с государствами, решившимися поддержать Вашингтон, вполне могут использовать это ослабление французских и немецких позиций для того, чтобы попытаться реформировать Евросоюз в соответствии со своими представлениями о происходящем на континенте. Как замечают политики и журналисты на востоке Европы, "нереформированная Европа никому не нужна – ни новым, ни старым членам Евросоюза". И это, конечно же, совершенно новый взгляд на вещи, вряд ли возможный до успешной акции союзников в Ираке. Осталось только дождаться такого же понимания от всех "старых" европейцев, многие лидеры которых не могут расстаться с мечтой о "европейской империи поневоле". Такой империи, разумеется, никогда не будет – новые члены ЕС этого не допустят.
Дословно
Греческий премьер об отношениях США-ЕС
(На афинском саммите ЕС)
Мы должны сделать все возможное для укрепления трансатлантического диалога, чтобы избежать ухудшения отношений между Европой и США.
BBC News, 16.04.2003
Статьи по теме
Новый свет над старой Европой
Встреча лидеров стран Евросоюза на древней земле Греции проходит в момент завершения войны на еще более древней земле Междуречья. Проблемы, связанные с грядущим вступлением в ЕС восточноевропейских государств, обсуждаются на фоне непреодоленного раскола между "старой Европой", выступившей против свержения режима Саддама Хусейна, и Европой "новой", поддержавшей США накануне и в ходе войны. И новые европейцы, судя по всему, имеют значительное преимущество перед старыми.
Упустил возможность промолчать
На саммите Евросоюза в Брюсселе острый галльский смысл Жака Ширака в союзе с сумрачным германским гением Герхарда Шредера противостоял давлению из-за Ла-Манша и Атлантики. Французский президент, как опытный фехтовальщик, блистал отточенными формулировками. Однако его финальный выпад будет иметь такие последствия, на которые он вовсе не рассчитывал. Так считает международный обозреватель Граней.Ру Виталий Портников.
Люби меня по-франко-германски
1160 лет назад, в 843 году, распалась европейская империя Карла Великого: Франция и Германия отделились друг от друга. С тех пор между соседями бывало всякое. Но в 1963 году де Голль и Аденауэр подписали договор о франко-германском примирении. А сегодня, на праздновании 40-летия Елисейского договора, нынешние лидеры двух стран - Жак Ширак и Герхард Шредер - вели речь чуть ли не об объединении Франции и Германии в единое государство. О политической подоплеке этой невиданной доселе любви читайте в комментарии Виталия Портникова.
Виза мастера боится
Европейские бюрократы в Брюсселе готовы на все, чтобы утешить Кремль, обиженный чеченским конгрессом в Копенгагене. Не хотите виз для российских граждан при поездках между Калининградской областью и "материком"? Да ради Бога! Правда, вместо виз понадобятся "упрощенные проездные документы". Но тут уже никакой обиды за державу быть не может. Президентский спецпредставитель Дмитрий Рогозин умеет добиваться своего не по форме, а по существу.
Секрет Мальчиша-Полишинеля
Один из российских чиновников уже обмолвился: визы, конечно будут, но Евросоюз должен хоть на что-то согласиться, чтобы президент сохранил лицо. А почему, собственно? Зачем нужно было вращать глазами, пугать и обнадеживать, когда никакой военной тайны и не было.
Кенигсбергского коридора не будет
Александр Квасьневский, обычно предпочитающий сглаживать острые углы, после встречи с Владимиром Путиным был как никогда категоричен и призвал Москву вообще воздерживаться от каких бы то ни было коридоров в отношении Польши.
Не броневик, так пломбированный вагон
Что предлагает со своей стороны Россия? Повторять стыдно: экстерриториальный транспортный коридор, по которому люди будут ехать в опломбированных вагонах под охраной литовских пограничников. Вот это будет настоящий суверенитет в полном объеме.
На берегу шенгенских волн
Бюрократы ЕС тихо, но твердо высказываются в том смысле, что рисовать шенгенские визы для калининградского криминала им бесконечно в лом... А за пресловутым "криминалом", который безо всяких политических соглашений проскочит любые границы, кроется нечто иное - прежнее недоверие к России.
Несварение Восточной Пруссии
Вскоре окружающие область Польша и Литва станут частью Европейского союза. Членство в нем накладывает определенные обязательства - в частности, насчет единых правил пересечения границ. Президент Литвы Валдас Адамкус, правда, во время недавнего визита в Москву пообещал, что условия проезда для жителей Калининградской области через его страну не изменятся. Но как будет на практике, неизвестно. Польша пока вообще молчит, а в Евросоюзе без восторга смотрят на возможность появления дырки в своих границах.
Берегите Македонию!
Битва за Македонию - если она не завершится локальными конфликтами - будет не похожа на предыдущие войны, ограниченные территорией распавшейся "старой" Югославии. В Македонии - в силу политических, экономических, этнических причин - заинтересованы и Сербия, и Албания, и Болгария, и Греция. Усиление конфликта вряд ли оставит равнодушным соседей маленькой бедной страны.