статья Берегите Македонию!

Виталий Портников, 12.03.2001
Американский патруль на границе Косово и Македонии. Фото: Reuters

Американский патруль на границе Косово и Македонии. Фото: Reuters

В истории распада коммунистической Югославии было уже много войн и раздоров. Битва за Словению продолжалась всего несколько дней, и самая западная из югославских республик давно уже превратилась в многообещающее европейское государство, забывающее о своем югославском прошлом и готовящееся в числе первых пополнить ряды Евросоюза. А битва за Боснию продолжалась несколько лет, оказалась одной из самых кровопролитных и несправедливых по отношению к мирному населению войн в послевоенной Европе и до сих пор сказывается на существовании созданного после Дейтонских соглашении государства-призрака. Битва за Хорватию проходила в несколько этапов, была жестокой и бескомпромиссной, а завершилась неожиданно - у избирательных урн, когда, казалось бы, обязанное ожесточиться общество проголосовало против авторитаризма и популизма своих прежних правителей. Битва за Сербию проходила на улицах Белграда - сербы выиграли ее у Милошевича как раз тогда, когда мало кто верил в их победу: И вот теперь новая битва - за Македонию. Первая после того как балканскую сцену покинули ее основные игроки - серб Слободан Милошевич, хорват Франьо Туджман, босняк Алия Изетбегович. (Кстати, первый македонский президент Киро Глигоров тоже теперь пенсионер.) Первая битва, когда не нужно вводить миротворцев - они уже здесь. Первая, когда война не нужна практически никому из влиятельных игроков: именно это обстоятельство (как, впрочем, и отсутствие Милошевича, и присутствие миротворцев) позволяет надеяться, что большой войны не будет.

На первый взгляд, это война могла бы быть выгодна македонским албанцам. Еще несколько лет назад они собирались на митинги, на которых раздавались карты "Великой Албании", включавшие в себя не только Косово, но и практически всю западную Македонию. В этой части страны албанцы живут компактно, контролируя местную власть в целом ряде городов. В годы правления посткоммунистов - Социал-демократического союза Македонии - это местное самоуправление неоднократно входило в конфликт с центральной властью, несмотря на то, что в правительство вместе с СДСМ входила вполне умеренная албанская Партия демократического прогресса (ПДП). Казалось, после победы на выборах в парламент националистической ВМРО-ДПМНЕ конфликта не избежать. Однако новый премьер Любчо Георгиевский совершил настоящий кульбит, заключив коалиционное соглашение с весьма радикальной Демократической партией албанцев (ДПА). ДПА сегодня - вторая партия правящей коалиции, ее представители занимают ведущие позиции не только в правительстве, но и в местном самоуправлении. Фактически Македония уже стала двунациональной республикой. Нельзя сказать, что македонцы и албанцы так уж любят друг друга, но - сосуществуют. А теперь вопрос: кем будут представители албанской элиты из Македонии, если их районы вдруг станут частью Косово или "Великой Албании"? Уж точно не послами и министрами.

Вряд ли выгодно расширение конфликта и косовским албанцам. На последних выборах они проголосовали за умеренный Демократический союз Косово Ибрагима Руговы - и это при том, что оппоненты Руговы из бывшей АОК считали его чуть ли не политических покойником и превращали в покойников в полном смысле этого слова активистов его партии. Цель Руговы, руководившего самопровозглашенной Республикой Косово в годы конфликта, известна - создание легитимного государства в Косово. И вылазки боевиков лишь отдаляют эту цель. Хотя ясно, что в Косово есть силы, которым война выгодна - бывшие полевые командиры АОК, которые видят, что время уходит, что их позиции в обществе - и бизнесе! - занимают "штатские". Но вряд ли этим людям дадут развернуться: их усиление в конечном счете чревато дестабилизацией и конфликтами и в Косово, и в Македонии, и вообще на Балканах.

Потому что битва за Македонию - если она не завершится локальными конфликтами - будет не похожа на предыдущие войны, ограниченные территорией распавшейся "старой" Югославии. В Македонии - в силу политических, экономических, этнических причин - заинтересованы и Сербия, и Албания, и Болгария, и Греция. Усиление конфликта вряд ли оставит равнодушным соседей маленькой бедной страны. А новая балканская война в присутствии натовских миротворцев выглядит как-то уж очень странно.

Виталий Портников, 12.03.2001