Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению 6 исков от жителей Чечни
Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению 6 исков от жителей Чечни, говорится в пресс-релизе суда. Истцы обвиняют Россию в нарушении прав человека - пытках и казнях, внесудебной расправе и других преступлениях, совершенных в 1999-2000 годах.
Речь идет о делах #57942/00 (Хашиев против России), #57945/00 (Акаева против России), #57947/00 (Исаева против России), #57948/00 (Юсупова против России) #57949/00 (Базаева против России) и #57950/00 (Исаева против России). Их жалобы были приняты к рассмотрению как соответствующие критериям, установленным в статьях 2 ("право на жизнь"), 3 ("запрет пыток или бесчеловечного обращения") Европейской конвенции о защите прав человека и статье 1 протокола номер 1 вышеозначенной конвенции ("защита собственности").
Хашиев Магомед Ахметович (1942 г.р.), Акаева Роза Арибовна (1955), Исаева Медка Чучуевна (1953), Юсупова Зина Абдулаевна (1955), Базаева Либкан (1949), Исаева Зара Адамовна (1954) - все они проживали в Чечне, некоторые из них переехали в Ингушетию.
У Хашиева расстреляли брата, сестру и двоих племянников. Виновники так и не были найдены. Исаева, Юсупова и Базаева попали под бомбы ВВС России 29 октября 1999 года, когда бежали из Грозного. Исаева сама была ранена, и погибли ее двое детей и сноха, Юсупова получила ранение, а Базаева потеряла все имущество - оно находилось в автомобиле, в который попала бомба. Расследование по факту бомбардировки мирного населения было начато, но затем закрыто. Зара Исаева при бомбардировке Катыр-Юрта (4 февраля 2000 года) потеряла сына и трех племянниц. Расследование по факту так же было начато и закрыто. У некоторых истцов задерживали, пытали и убивали родственников.
Комментарий
Шестеро граждан Чечни обратились в Страсбургский суд. Пожалела Чечня Европейский суд, ограничились лишь шестью горестными историями. Хотя могла бы выложить перед правосудием Запада не шесть, а шестьсот тысяч таких жалоб. Малочисленность исков может объясняться чем угодно, но только не расчетом остальных пострадавших найти правду у российского правосудия. Какое доверие может быть к власти, которая даже после переписи населения не спешит назвать точную цифру потерь среди мирного населения республики. Правозащитные организации называют свою - более 200 тысяч погибших за обе войны. В российских СМИ более или менее внятно назывались потери за первую войну (1994-1996 гг.) - убито более 80 тысяч, ранено более 240 тысяч. Какие потери несет население с октября 1999 года - об этом достоверных сведений нет, и уж вовсе никто не подсчитывает, сколько людей лишилось крова, нажитого за долгие годы добра, сколько подверглись унижениям и издевательствам, сколько пропало без вести после зачисток и прочих проверок паспортного режима.
Но и шестерых достаточно, чтобы европейские судьи составили полное представление о том, насколько сегодня территория Чечни непригодна для жизни. Не говоря уже о соблюдении элементарных прав человека. Cуд заявил о своей готовности рассматривать дела граждан Чечни, и уже это говорит о настрое европейской Фемиды. На девятый год геноцида против чеченского народа Европа, кажется, решила дать беспределу правовую оценку. И России в качестве ответчика трудно будет найти объяснение, зачем, во имя каких высоких целей ей надо было убивать маленького сына Зары Исаевой и еще сотен, тысяч детей, женщин, стариков...
Впрочем, Россия может назвать решение суда политическим фарсом. И вообще его не заметить. Как будто все дело именно в Страсбургском суде, а не в том, как жить дальше жертвам со своими палачами.
Статьи по теме
Олег Миронов: Если бы МУС был 8 лет назад, мы бы не решились на войну в Чечне
Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов в интервью Граням.Ру высказал свое отношение к Международному уголовному суду и перспективам участия России в его работе.
Новоселье - траур по-чеченски
Кадыров бьется из последних сил, чтобы удержаться у власти. Он извертелся, пытаясь показать землякам, насколько ему опостылели федералы и одновременно Москве - насколько он ей предан. Но самое смешное, что Москва не желает помогать Кадырову. И даже в день траура, 15 августа, по государственному телеканалу, по РТР, главные сюжеты из Чечни - о новостройках, о новосельях.
Возвращаться - плохая примета
По данным опроса, проведенного организацией "ЛАМ", более 80 % чеченских беженцев, живущих в Ингушетии, не хотят возвращаться, пока не будет обеспечена их безопасность. Они боятся зачисток и ночных рейдов, после которых пропадают люди. Сегодня в Чечне числится 1700 без вести пропавших.
Олег Орлов: "Мемориал" не хочет быть ширмой для произвола и насилия
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" о закрытии "переговорной площадки", о кандидатуре нового спецпредставителя президента по правам человека в Чечне и о насильственном переселении беженцев.
Комиссары с непыльными обязанностями
Список практических свершений "комиссаров" продолжился уже в октябре, когда они подвели "промежуточные итоги выполнения рекомендаций парламентских слушаний". Выяснилось, что благодаря этим рекомендациям в Чечне наблюдается "прогресс в нормализации обстановки".
Лорду - в морду
В одном Ястржембский абсолютно прав. Россия - это вам не Югославия, господа лорды, бароны и чемберлены. Разница в том (кто не знает), что у Милошевича не было ядерных бомб, а у нас их даже больше, чем требуется, чтобы в корне пресечь любые разговоры о трибунале.