статья Блокада как прорыв

Олег Пшеничный, 19.10.2015

82743
Изет Гданов. Фото: Марианна Присяжнюк / Независимое бюро новостей

Петиция о необходимости энергетической блокады Крыма, размещенная на сайте президента Украины, вчера собрала необходимые 25 000 голосов и в ближайшее время должна быть рассмотрена Петром Порошенко. Еще неделю назад энергетики отключили одну из высоковольтных линий, снабжающих Крым электричеством, после того как она была повреждена неизвестными, а активисты гражданской блокады Крыма не позволили ее восстановить. Продолжается и товарно-транспортная блокада, прекратившая сухопутные поставки товаров через границу.

"Грани" побеседовали о блокаде Крыма с одним из ее организаторов, заместителем командира штаба Изетом Гдановым.

- Возможна ли полная энергетическая блокада Крыма?

- Общее потребление электроэнергии в Крыму составляет по мощности 1000 мегаватт. Они сами могут произвести 220-250 мегаватт. 750 мегаватт приходит с материковой части. Сейчас уже произошло сокращение на 200 мегаватт. Есть четыре ветки, которые подают электричество с материковой части, из них отключена одна. Есть технические вопросы по снабжению Херсонской области, которые нужно отработать работникам Укрэнерго. Но при сотрудничестве с властями в правовом поле полное отключение возможно. Для этого Киев должен дать задание и в определенный момент прекратить поставки.

- Есть ли у организаторов блокады взаимопонимание с украинским обществом, государством?

- Мы, будучи гражданами Украины, обратились к властям: необходимо прекратить поставку автономной республике всех товаров и услуг, пока она оккупирована. Электроэнергия тоже товар. Вы знаете, что зарегистрирована соответствующая петиция, под ней поставили подписи более 25 000 граждан и она в ближайшее время должна быть рассмотрена президентом. Граждане Украины, оставшиеся в оккупированном Крыму, готовы сидеть без света, без товаров, только для того чтобы Крым вернуть. Позавчера телеканал ATR организовал прямую линию связи штаба блокады с гражданами. Девяносто процентов звонивших были из Крыма. Люди очень эмоционально, до слез, поддерживали нашу акцию и говорили, что именно благодаря блокаде увидели реальные действия и поддержку крымчан с материка. Прежде всего это успешная товарно-транспортная блокада. Это чувствуют и оккупационные власти Крыма.

С нашей стороны инициатором блокады выступает Меджлис крымскотатарского народа, народные депутаты. Есть общее понимание необходимости действий. Да по-другому и быть не может: власть - это прежде всего народ, а позиция граждан Украины ясна.

- Возможно, противники блокады просто не звонили вам? Наверняка же кто-то настроен против этой блокады.

- Прежде всего, мнения крымчан никто не спросил, когда Крым аннексировали. Сейчас же о настроениях трудно сказать: возможно, против блокады те, кто прибыл в Крым после оккупации. Вы знаете, много людей завозится в Крым из России. Ну и, конечно, против блокады оккупационные власти и их окружение. У них двойственная позиция. С одной стороны, они говорят, что блокада бесполезна и никак не повлияет на жизнь Крыма, а с другой стороны, кто-то из них даже собирается жаловаться на блокаду в ООН. Но существует важный принцип: за жизнь оккупированного населения несут ответственность оккупанты. Если они не справятся, то пусть освобождают полуостров. Наши же граждане, которые там остались, прекрасно понимают: чтобы Крым освободить, нужно что-то делать. Поэтому они готовы питаться тем, что вырастят сами на земле.

Двойственная позиция оккупационных властей Крыма вызвана пониманием: блокада заведет их работу в тупик. Они пытаются делать вид, что все хорошо, но ведь уже проявляются признаки реального кризиса. Ну и опыта им не хватает. Там собрались люди, которые не понимают, что они делают, пытаясь управлять Крымом в ручном режиме.

- Есть ли у вас с ними какие-то контакты?

- Нет. Кто такие власти Крыма? Это оккупанты. О чем с ними говорить? Мне говорили, что существует договор об энергоснабжении Крыма, под которым с одной стороны подписался наш чиновник, а с другой стороны выступает Крым как федеральный округ. Как это вообще возможно? Какие могут быть договорные отношения с государством, с которым у нас фактически ведутся военные действия? Тем более с самозваными властями, занявшими территорию республики.

- Были разговоры о том, чтобы в условиях товарной блокады близ границы создать некие базы, хабы по продаже товаров для личных нужд граждан.

Это вопросы, которые касаются администрации Херсонской области, граничащей с Крымом. Мы тут стоим не для того чтобы открывать какой-то бизнес. Нам это неинтересно. Потом, для того чтобы это функционировало, есть определенные требования к оккупационным властям Крыма и властям России, в частности, об освобождении политзаключенных. После того как они будут выполнены, возможна и организация хабов, но это опять же вопросы к администрации Херсонской области. Но это касается не фур, а только товаров для личного пользования.

- Насколько успешно взаимодействие с украинским государством по организации блокады?

- В зоне работы блокпостов действуют правоохранительные органы. Серьезный канал товарооборота закрыт, с обеих сторон есть финансовые потери, есть недовольные, есть и провокационные действия - а значит, возникают проблемы безопасности и правопорядка, которые решаются этими органами. Есть взаимодействие и взаимопонимание и с пограничной службой. Решаются вопросы с гражданами, которые передвигаются на личном транспорте.

А вот от правительства, хотя оно полностью владеет информацией, никого здесь еще не было. С первого дня гражданской блокады не было никого и из представительства президента в Крыму, которое после оккупации переехало в Херсонскую область. Никто не выразил желания хотя бы узнать, что происходит. У них есть правовая возможность внести на рассмотрение необходимые сейчас проекты постановлений - к примеру, о прекращении энергоснабжения Крыма, о товарно-транспортной блокаде, об отмене свободной экономической зоны. Но по сей день никому не известно, чем они занимаются. Возможно, они вообще ничего не знают о блокаде?

То же касается и Государственной службы по делам Крыма и города Севастополя. Люди, которые обязаны заниматься всем, что связано с Крымом, сюда и носа не показали. Они не делают ничего, просто бездельничают.

- По данным социологического опроса, лишь 12% украинцев верят в то, что Крым может быть возвращен ненасильственным образом.

- Поскольку я сам из Крыма, занимал посты в органах исполнительной власти, я вам скажу: Крым - полуостров, полностью зависимый от материковой части. Без энергоснабжения и завоза товаров России будет очень трудно прокормить людей, за которых она взяла на себя ответственность. Сегодня получается, что мы, граждане Украины на материковой части, помогаем оккупантам, снабжая их всех необходимым. Электричество, товары - пожалуйста. Что вам еще надо? Пожалуйста. И тут же говорим: вернуть Крым можно только насильственным способом. Нет, возможны реальные шаги, которые создадут очень серьезные проблемы оккупантам. Если они не справятся - что ж, будем отправлять гуманитарный конвой. Пусть они только это признают - и мы сразу отправим туда конвой.

Керченская паромная переправа осенью и зимой, когда ветра и ледоход, имеет очень серьезные проблемы. Паромы не могут ни пришвартоваться, ни нормально ходить через пролив. Они что, в карманах будут все это перевозить? Самолетами тоже много не привезешь. Действовать нужно именно сегодня, пока не поздно, показав, что у нас остались какие-то признаки государственности.

Олег Пшеничный, 19.10.2015


новость Новости по теме