Бумажный союз "Россия-Белоруссия"
Рисков никаких, кроме политических
Пока в плане белорусского Минфина стоят бумаги со сроком обращения 1,5 года и более. Объем размещения в течение года не должен превысить эквивалента $100 млн, а первый транш станет для российского рынка и вовсе небольшим – всего около $20 млн. Во время еды аппетит может еще нагуляться: по словам начальника департамента ценных бумаг Минфина Белоруссии Татьяны Алексеевой, "есть предложения разместить больше, но в условиях становления рынка нужно быть очень осторожными. $20 миллионов - это минимум. Сегодня спокойно, без ущерба, без риска, мы можем выпустить облигации на сумму до $50 млн".
По оценкам наблюдателей, перспективы таких бумаг на российском рынке выглядят вполне радужными. "Белорусское государство – эмитент очень хороший. ВВП на душу населения выше, чем в России, примерно в полтора раза", – считает эксперт по вопросам инвестиций в белорусскую экономику Дмитрий Голубков. К слову: по оценкам Всемирного банка, размер ВВП на душу населения в Белоруссии составляет $1360. Возможно, в том числе и поэтому белорусская сторона оценивает доходность облигаций на уровне, немного превышающем доходность аналогичных российских госбумаг.
При этом, как отмечает г-н Голубков, система государственного контроля в республике сохранилась, все работает, предприятия не стоят, а производят продукцию, которая продается в Россию (за рубли или по бартеру) и в страны третьего мира. "То есть, приобретая госбумаги Республики Беларусь, покупатель вкладывает деньги в работающие предприятия. Раз они работают, значит, генерируют некую прибыль, платят налоги. Следовательно, с пополнением бюджета проблем быть не должно. Дать взаймы такому бюджету, такому правительству, вполне разумно".
Единственным (или, во всяком случае, наиболее очевидным) риском таких бумаг эксперты называют президента Белоруссии Александра Лукашенко. "Мало ли что придет ему в голову, - заметил Граням.Ру один трейдер, также хорошо знающий белорусский рынок. – Зато экономических рисков у таких бумаг практически нет".
Последний тезис странным образом напомнил о положении из нашумевшего манифеста Ходорковского: "Идеология бизнеса – делать деньги. А для денег либеральная среда вовсе не есть необходимость. Крупные американские корпорации, вкладывающие миллиарды долларов на территории СССР, очень любили советскую власть, ибо она гарантировала полную стабильность..."
Велика Европа, а наступать некуда
Так уж получается, что после присоединения к ЕС новых восточноевропейских государств, некогда тесно сотрудничавших с Москвой, Белоруссия стала для России самым западным (или самым "европейским") партнером. Возможно, из-за этого (а может быть, еще и из-за расширения НАТО) Москве выгодно укрепить связи с Минском пусть и таким, не очень традиционным, но достаточно эффективным способом. Говоря об этом, собеседники Граней.Ру намекали на то, что инициативы белорусского Минфина наверняка согласовывалась "на самом верху". И наверняка получила одобрение.
Любопытен состав банков, изъявивших желание стать агентами по размещению выпуска. По словам г-жи Алексеевой, "есть предложения от Райффайзенбанка, Росбанка и Внешторгбанка. Мы склоняемся к тому, что это может быть не один банк, а группа банков".
ВТБ и Росбанк не единожды проявляли интерес к белорусскому финансовому рынку; плюс их появление в числе первых "подписантов" (как известно, очень часто покупателями бумаг выступают структуры, аффилированные с банками-агентами) вполне объяснимо политической подоплекой: если акцию поддержал Кремль, и Росбанк, и "Внешторг" свои услуги наверняка предложат.
Появление в качестве третьего Райффайзенбанка картину несколько смазывает. Но такой подбор потенциальных банков-агентов по белорусским бумагам закономерен с иной точки зрений: и "Райффайзен", и ВТБ, и Росбанк, "переваривающий" розничную сеть Первого ОВК, входят в число лидеров среди банков, обслуживающих физических лиц. Следовательно, для каждого из них актуальным является вопрос об инструментах, в которых привлеченные средства вкладчиков могут быть размещены.
Теперь они пойдут и в экономику Республики Беларусь.
Статьи по теме
Бумажный союз "Россия-Белоруссия"
Известие о намерении Минска выйти на российский фондовый рынок с рублевыми бумагами стало для рынка новостью приятной. Три весьма крупных игрока уже изъявили желание выступить в роли агентов по размещению $100-миллионного выпуска, а в качестве главной торговой площадки, как ожидается, выступит ММВБ.
Слезоточивый газ
Может показаться, что белорусский президент Лукашенко капитулировал в газовой войне с братской Россией. Батька со слезой в голосе обещает отобрать последние 200 миллионов долларов у своих детей и стариков, чтобы удовлетворить ненасытные аппетиты Москвы. Однако на самом деле Александр Григорьевич отнюдь не так прост. Уступать кому бы то ни было контроль над белорусской экономикой он вовсе не собирается. И в его распоряжении остается мощное оружие против всяких покушений извне - миф об успешной российско-белорусской интеграции.
Дрыгва для батьки
Обидевшись на нищую и прижимистую Россию, Александр Лукашенко надумал повернуться лицом к Западу. Но облик белорусского президента восторга там не вызывает. Министр иностранных дел Чехии Цырил Свобода заявил, что Лукашенко скорее всего не получит чешской визы, а значит, не сможет присутствовать на саммите Совета евроатлантического партнерства в Праге. Батька превращается в общеевропейского "неуловимого Джо".
Я тебя сожру. Потом. Если захочешь
После путинских предложений Александр Лукашенко, как кажется, потерял дар речи. Во всяком случае, никакого скандала он публично не закатил - пока. Вполне возможно, что в среду Кремль устроил ему - как говорят в народе - "проверку на вшивость". Путин мягко поставил вопрос ребром.
Рублевый повод
Минск не считает возможным принять предлагаемые Москвой условия перехода на единую валюту. Это заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко, подтвержденное в четверг как официальная позиция белорусской стороны, означает, что процесс объединения двух республик пришел к финишу. Вот только неясно, к какому - промежуточному или окончательному: ведь если разобраться, у Москвы также нет никаких резонов двигаться дальше.
Минск объявил рублю 31 июня
Первое июля как срок введения в Республике Беларусь российского рубля в качестве безналичного расчетного средства отложено Александром Лукашенко. Первоначальное предположение некоторых белорусских СМИ о том, что президент просто забыл поставить подпись под соответствующим указом – Национальный банк еще накануне заявлял о том, что для "встречи российского рубля" у него все готово и вопрос со всеми, с кем надо, согласован – оказалось поспешным. Лукашенко все помнит, просто решил взять паузу. Чтобы еще раз все обдумать, взвесить и посчитать, как утверждает официальный Минск. На календаре белорусского президента все еще июнь.