Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья Минск объявил рублю 31 июня

Ярослав Скворцов, 01.07.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Ситуация вышла некрасивая. Не в отношении рубля, нет: здесь наблюдатели все еще спорят относительно того, чего для российской валюты от "хождения" по Белоруссии больше – плюсов или минусов. В неудобном положении оказались белорусские финансы. Так еще несколько дней назад председатель правления Национального банка Белоруссии Петр Прокопович заявил, что параллельное хождение безналичного рубля выгодно для белорусских хозяйствующих субъектов. "Мы очень тщательно изучили эту проблему... Здесь нет никаких негативных моментов для предприятий, они получают только плюсы", – цитирует главного банкира республики сегодняшняя "Белорусская деловая газета". Единственный минус, усматривавшийся Петром Прокоповичем в этой связи, это возможное выделение из резервов $50 млн "для поддержания курса национальной валюты", да и то "при определенных условиях".

Согласно "Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год", подписанным Александром Лукашенко в ноябре прошлого года, эти самые направления разработаны с учетом ряда основополагающих документов, "определяющих стратегию и тактику государственной макроэкономической политики". Наряду с законом "О бюджете Республики Беларусь" на текущий год и двумя указами президента Лукашенко, к числу учитываемых документов отнесены и соглашения между Минском и Москвой "о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства". Так что, не подписав проект указа, открывающего безналичное обращение в республике российского рубля, президент нарушил им же утвержденные "Основные направления", являющиеся, как известно, базовым финансовым документом государства.

Однако вряд ли эти даже для Белоруссии в общем-то небольшие деньги остановили Александра Лукашенко (тем более, если учесть, что сторонами обсуждался вопрос о выделении Центральным банком РФ технического кредита белорусским коллегам почти в $150 млн вдобавок к еще двум стабилизационным кредитам в $200 млн и 4,5 млрд рублей).
Действия белорусского президента поставили под вопрос выполнение дальнейшего плана по интеграции двух финансовых систем. Напомним, что уже с 1 января 2004 года должна быть осуществлена жесткая привязка курса белорусского рубля к рублю российскому, а на 1 января 2005-го намечено придание российской валюты статуса общего платежного средства Союзного государства.

Конечно, это совпадение, но, тем не менее: с 1 июля в станах ЕС отменяются дополнительные сборы для зарубежных банковских переводов в евро: как сообщил на днях канал Euronews, это очередной этап реализации европейской директивы о трансграничных платежах. Июль в этой связи вообще знаковый месяц: ровно год назад вступило в силу правило о равнозначности трансграничных и внутринациональных платежей в отношении кредитных карточек. Пока это относится к операциям, не превышающим 12,5 тысяч евро, а с 2006 года лимит будет поднят до отметки 50 тысяч евро.

С 1 июля можно было и упростить рублевые расчеты между российскими и белорусскими предприятиями, а также расчеты внутри самой РБ. Переход на безналичный российский рубль означал также, что, открыв счет в Банке России, белорусы могли также выплачивать в российской валюте налоги. Но этого не произошло: на календаре г-на Лукашенко это время еще не пришло.

Любопытная деталь: во вторник утром состоялась рабочая встреча председателя ЦБ РФ Сергея Игнатьева с Владимиром Путиным. В официальных сводках говорится о том, что речь шла об общем состоянии экономики страны и ее финансовой сферы, прогнозе на второе полугодие текущего года, а также о совершенствовании законодательства в сфере валютного регулирования. Однако вряд ли белорусская тема вовсе не затрагивалась на таком мероприятии. Хотя бы потому, что ситуации в макроэкономической сфере во многом зависит от того, насколько золотовалютные резервы Банка России справятся с поддержанием курса "союзного" рубля, насколько вырастет инфляции и т.д.
Пока, правда, ЦБ хранит молчание по поводу действий Минска. Что и понятно: вопрос ведь больше политический, чем макроэкономический.

Ярослав Скворцов, 01.07.2003