Слезоточивый газ
Сообщения о прекращении поставок российского газа в Беларусь больше напоминают фронтовые сводки: полное перекрытие газопроводов, спешный вызов в Минск белорусского посла, задействование резервных трасс для снабжения газом Калининградской области... Самое интересное, что все это происходит в рамках Союзного государства России и Белоруссии, которое еще никто не отменял. Но сегодня это государство, скорее, еще одна иллюстрация российской политической виртуальности: говорят о политическом урегулировании в Чечне - а в Москве взрываются поезда метро, рапортуют о успехах российского оружия - а ракеты самоликвидируются на глазах приехавшего на учения президента, говорят о интеграции с Белоруссией - а братья-белорусы не платят за газ и мерзнут.
Собравший своих чиновников в Минске Александр Лукашенко прав в одном: к таким радикальным мерам в отношении бывшей советской республики Российская Федерация еще не прибегала. Несанкционированным отбором газа занималась и Украина. Правда, насколько этот отбор был несанкционированным, а насколько связанным с келейными договоренностями руководства Украины и "Газпрома", мог бы рассказать американскому правосудию бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, суд над которым начался в Сан-Франциско. Но тем не менее заявления о таком несанкционированном отборе российской стороной делались, а газ Украине никто не отключал.
Ее пугали совершенно по-другому: планами строительства нового газопровода, альтернативного - через Белоруссию и далее через Польшу. Тогдашний глава "Газпрома" Рем Вяхирев называл это строительство делом всей своей жизни, президент Владимир Путин уговаривал своего польского коллегу Александра Квасьневского, украинские руководители ездили в Варшаву доказывать полякам, что новый газопровод лишит их страну суверенитета. Теперь ясно, что все это была опять-таки виртуальная война, прикрывавшая сложную систему договоренностей между Москвой и Киевом: поляков в этой странной войне скорее просто использовали. Потому что настоящая газовая война - вот она: нет газа в газопроводе!
Лукашенко говорит о готовности платить за газ по новым ценам, которые он называет "украинскими". Но России нужно от него не это, вернее, не только это. Кремлю необходимо, чтобы руководитель дружественного государства признал, что не руководит Белоруссией, во всяком случае - белорусской экономикой. Что раз Россия за эту экономику вот уже столько лет платит, то она и должна этой экономикой руководить. А Лукашенко могут оставить политические задачи - выступать по телевизору, руководить пропагандой интеграции, ездить по колхозам...
В России только не могут понять двух простых вещей. Во-первых, что Лукашенко затевал эту бодягу с интеграцией совсем не для того, чтобы ездить по колхозам, а чтобы за счет российской экономики не реформировать белорусскую, чтобы быть хозяином страны за счет российских ресурсов. И ни в каком другом виде ему интеграция с Россией не нужна и неинтересна. Во-вторых, что Лукашенко - призрачный диктатор. То есть диктатура в Беларуси в наличии, но это диктатура коллективного Лукашенко - сам белорусский президент потому так и силен, что учитывает непростую борьбу кланов в собственном окружении, то поддерживая побеждающих, то ослабляя их и не брезгуя при этом никакими методами, включая тюрьму и суму. Но Лукашенко не может все просто так взять и отдать России, даже если и сильно захочет; не может именно в силу взаимоотношений в белорусском руководстве (язык не поворачивается назвать эту группу элитой, тем более что назовешь - а завтра кого-нибудь опять посадят).
Может быть, России от Лукашенко ничего и не надо? Может быть, она начала против него военные действия, рассчитывая, что он все поймет и уйдет, расчистив место для более сговорчивого лидера? Но это наивный расчет. Во-первых, Лукашенко никуда не уйдет. Он уже сказал, что готов решать проблемы за счет "белорусских детей и пенсионеров". Лукашенко ведь не жалко детей и пенсионеров, для него важно объяснить подданным, кто их враг и кто их морозит. А поскольку это видно невооруженным глазом каждому зрителю Белорусского ТВ - не зря же "батька" поотключал российские телеканалы, то и уходить никуда не надо.
Во-вторых, даже если в конце концов белорусский режим и рухнет, совершенно непонятно, почему это следующий президент Белоруссии должен бросаться в объятия государства, которое бестрепетно - пусть даже по самым правильным экономическим и по самым высоким политическим соображениям - морозило его сограждан. Белоруссия ведь находится не на Луне, а в Европе. И преемнику Лукашенко обязательно объяснят - найдутся люди, - что в Европе его страну морозить не будут, а будут ей, маленькой, помогать, давать деньги на развитие регионов, помогут диверсифицировать поставки энергоносителей и ввести справдливые цены на транзит...
Но мне кажется, что сегодняшние шаги России предприняты отнюдь не с целью содействия белорусской евроинтеграции (объективно они ей помогают - только в Москве этого пока что не осознают). Самое главное, что стоило бы признать в ходе разгоревшейся газовой войны, - это хотя бы то, что нет никакого союзного государства. Потому что в союзном государстве такого не бывает. А если и бывает, то не послов отзывают, а обсуждают происходящее на экстренном высшем совете этого самого государства. Но поскольку виртуальная реальность приятнее, чем то, что происходит на самом деле, за миф о успешной интеграции будут держаться обемими руками и Лукашенко, и его российский коллега.
И в самом деле: может быть, это я зря? Может быть, Белоруссии так по-свойски отключают газ именно потому, что она успешно интегрировалась? Ведь мерзнут же время от времени целые российские регионы внутри своего, а не союзного государства - и ничего. Никто не вызывает послов, просто все кутаются...
Статьи по теме
Слезоточивый газ
Может показаться, что белорусский президент Лукашенко капитулировал в газовой войне с братской Россией. Батька со слезой в голосе обещает отобрать последние 200 миллионов долларов у своих детей и стариков, чтобы удовлетворить ненасытные аппетиты Москвы. Однако на самом деле Александр Григорьевич отнюдь не так прост. Уступать кому бы то ни было контроль над белорусской экономикой он вовсе не собирается. И в его распоряжении остается мощное оружие против всяких покушений извне - миф об успешной российско-белорусской интеграции.