Реорганизатор всех наших побед
Факт есть факт, но интерпретация факта – тоже факт. Иногда даже более существенный, нежели породившее ее событие. Ибо по интерпретации можно сделать куда более важные выводы о состоянии общества, чем по произведенному действию. Это, разумеется, имеет отношение прежде всего к обществу информационному, но и в тоталитарном так же – только интерпретация порой принимает неожиданные формы. Например, страстный кремлевский поцелуй Леонида Ильича Брежнева с прибывшим из чилийской неволи вождем тамошних коммунистов породил частушку: "Обменяли Корвалана на простого хулигана". И так далее. Тоже интерпретация.
Так вот, главным информационным событием уходящей недели стала именно интерпретация силовых перестановок, произведенных президентом Путиным. И краткий обзор комментариев, суждений и прогнозов, исходящих от самых разных людей, приводит к забавному выводу: сколь бы ни были различны меж собой интерпретаторы и комментаторы, их объединяет одно печальное обстоятельство. А именно: мало кто (да считай, никто) не обсуждал происшедшее с точки зрения государственно-функциональной. Даже политики, известные своей отчаянной лояльностью, не пошли дальше того, что, мол, возрождение КГБ – это здорово. Поиски государственного смысла не велись, все сводилось либо к смыслу кланово-экономическому (контроль за разными финпотоками, включая криминальные), либо к сугубо политическому (контроль за системой ГАС "Выборы").
Между тем вполне логично то, что борьбой с (или все же "контролем за" - очень, знаете ли, двусмысленная, проговорная формулировка) наркобизнесом будут заниматься спецы из бывшей налоговой полиции, разбирающиеся в высшей финансовой математике. Ибо наркоторговля – это давно уже мощнейшая и сложнейшая отрасль теневого и политического хозяйства. И в одном ряду с этим решением – смягчение УК, по которому на свободу должны выйти несчастные мелкие наркодилеры, как правило, наркоманы, поимкой которых обычно отчитывались милицейские чины из соответствующего управления МВД.
А ведь понятно, почему никто не пытался разобраться с происшедшим так, как будто все это имеет "всамделишное" государственное значение. Все ж понимают, что пока это – "ди эрсте колонне марширт", "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Силовой передел надо еще произвести, двинуть туда-сюда кадры и имущество, а между делом еще и решить проблему законодательного обеспечения президентских указов, находящихся в не совсем ясных отношениях с Конституцией. Да и вообще...
Вообще же кто их разберет, когда вся эта махина начнет работать. Пока значительная часть силовой составляющей, подобно кружкам Егора Скумбриевича, будет находиться в стадии длительной (не получается у них быстро, внутреннего стимула нет) реорганизации. А когда, может быть, и реорганизуется, то получится тот самый монстр, который уже один раз обделался – советскую власть с Советским же Союзом профукал. И только находясь в стадии разложения, отторгнул самых способных (подполковника Путина, например) сотрудников, немало преуспевших потом в рыночной экономике и в демократически устроенной политике.
А сейчас чего? Гальванизировать труп, дабы тот с новыми загробными силами заставил нефтяников поделиться, а журналистов приумолкнуть? Ну, так ведь наполовину не выйдет. Ежели они пойдут этим путем, то очень быстро достигнут северокорейского уровня. Но скорее всего будут пытаться именно споловинить и проволынить. Все время реорганизовываться и отщипывать по кусочку у своих же бывших сослуживцев, составляющих немалую часть предпринимательского и топ-менеджерского корпуса в тех же нефтяных компаниях.
Применительно же к политике общенациональной, а не клановой получается вот что: отдельно разговоры об административной реформе – отдельно реальные президентские указы, крайне сомнительные с правовой точки зрения. Отдельно экономические увещевания и обещания реформ – отдельно первополосная пиаровская кампания по расколу кабинета министров или же пиаровско-политологические доклады о скором, уже до парламентских выборов, формировании "партийного правительства". Левого – из "Единой России" и "Яблока".
Но и здесь "забыли про овраги". Почему-то принято считать, что Михаил Касьянов мирно оставит свой пост. Как Ельцин в 1987 году – так и хочется добавить, когда слышишь подобные рассуждения в приватных беседах с чиновниками. А премьер, ежели судить по его выступлению в четверг, обзавелся неплохими пиарщиками (называются и фамилии, и фирмы, но это похоже не то на рекламу, не то на слив информации – промолчим, nomina sunt odiosa). Он и предпринимателей защитил от давления со стороны правоохранительных органов, и за налоговую реформу выступил, заодно пожурив министра финансов и порадовавшись его контрам с министром экономического развития. И уж совсем по-иезуитски (молодец!) сослался на президентский силовой передел. Нет, мол, у нас незаменимых и неприкосновенных. А сегодня приехал на коллегию грефовского министерства, чтобы там повторить президентские требования экономического ускорения и вновь уколоть Минфин.
Одно только непонятно – кто же будет заниматься собственно государственными делами. Видимо, придется пока обойтись без этого. И слава Богу! А то ведь как полезут отечество спасать – греха не оберешься.
Статьи по теме
Реорганизатор всех наших побед
Премьер-министр Касьянов в последние дни необычайно активен, особенно в критике ведомств Грефа и Кудрина. По терминологии героев сериала "Бригада", он "включил ответку". Такова его реакция и на пиаровскую кампанию, посвященную "глубокому анализу" внутриправительственных разногласий, и на главное событие недели – путинские перестановки в силовом секторе правительства, имеющие, как принято считать, прежде всего экономическую направленность. Страна наблюдает за борьбой кланов, которая окончательно подменила собственно политику, то есть деятельность, основанную на определенных принципах и ценностях и направленную на достижение значимых общенациональных целей. Так считает обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин.
Эпоха из трех букв
У нашей эпохи свои эвфемизмы и кодовые слова, клички и спецмероприятия, даже политические слоганы вроде "управляемой демократии" и "блестящего штурма", но суть одна, всякий раз сама себя подтверждающая. Очень деловитая, цепкая, энергичная эпоха. Эпоха, в которой настолько все схвачено, что почти нечего даже переставлять. И как ни переставляй, всегда получается одно и то же слово из трех букв, и под этим именем она и войдет в историю. Уже входит без ордера.
Славься сим, о Валентина! Славься, нежная к нам мать!
Для торжеств по случаю 300-летия Петербурга необходимо какое-то доброе хозяйское лицо. Яковлевское лицо в силу разных причин на эту роль с точки зрения Кремля не очень годится. Лицо Виктора Черкесова, постоянно выступавшего в качестве непримиримого противника губернатора, пожалуй, тоже не подходит. А вот Валентина Матвиенко – совсем другое дело: спортсменка, комсомолка, отличница...
Архитектор перекройки
Революция в верхах, о которой так долго говорили в кулуарах питерские чекисты, наконец-то совершилась. Лубянское ведомство присоединило к себе оторванные в смутное ельцинское время подразделения. Ветер перемен поднял с насиженных мест целый пласт генералов от спецслужб. Три независимые силовые структуры - ФПС, ФАПСИ и ФСНП - уничтожены одним росчерком президентского пера. Полпред в Северо-Западном округе брошен на наркотический фронт; вместо него бороться с опальным питерским губернатором будет обаятельная дама из кабинета министров. Однако не факт, что все эти перестановки свидетельствуют о реальном укреплении власти президента Путина.
Читайте комментарий Виталия Портникова.
Где твоя улыбка, что была вчерась?
Премьер Касьянов временно отстранил от должности председателя Госкомрыболовства Наздратенко. Конфликтовавший с центром властями губернатор Приморья в феврале 2001 года получил этот пост из рук Путина, согласившись взамен освободить губернаторское кресло. Премьер тогда присматривал эту должность для своего человека. Однако президент распорядился иначе. Теперь Наздратенко прогневал главу Минэкономразвития Грефа, по-своему перепилив квоты на вылов рыбы. Вдобавок, как считается, "перепилка" вызвала массовые протесты рыбаков Приморья. Касьянов не упустил шанс сквитаться с экс-губернатором за старую обиду.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Февраль. Достать премьера и...
Выступая 12 февраля в Думе, премьер Касьянов, как и ожидалось, сосредоточился не столько на проблемах ЖКХ (чего ради формально и был приглашен), сколько на судьбе правительственного пакета законопроектов о реформе электроэнергетики. 11 февраля Дума определила дату второго чтения пакета закопроектов о реформе электроэнергетики – 14 февраля. Между тем с января более чем в 60 регионах региональные энергетические комиссии подняли энерготарифы тарифы на 20-40 процентов. 11 же февраля Дума устроила обструкцию главе Федеральной энергетической комиссии Кутовому, а на следующий день и вовсе выразила ему недоверие. Необходимые 226 голосов собрать будет непросто. Однако глава Белого дома сделал все, чтобы убедить депутатов поддержать реформу "ЕЭС".
Подробности в статье Ивана Горяева.
"Иго мое благо, и бремя мое легко"
Накануне заседания правительства 6 февраля глава Минфина и Минэкономразвития Кудрин и Греф договорились налоги особо не снижать. Открывая это заседание, вернувшийся из отпуска премьер Касьянов заявил, что главная задача российского правительства в сфере налогов – дальнейшее снижение налогового бремени. Для неискушенного наблюдателя это выглядит более чем странно. Посвященные понимают: дело не в налоговой реформе как таковой. Просто хозяин Белого дома вернулся и начал "разводку" подчиненных.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Вторая касьяновская война
Отбывая в Давос, путинский экономический гуру Илларионов вновь камня на камне не оставил от экономической политики Белого дома. И президент больше не делает своему советнику внушений за длинный язык. Похоже, Кремль впервые с весны возобновляет позиционное давление на премьера Касьянова. И это давление станет, по-видимому, главным фоном разворачивающейся предвыборной кампании. Свидетельством тому не только илларионовские эскапады, но и многие другие события истекающего января.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Миша президент опять?
8 декабря Михаилу Касьянову стукнет 45. В политэлите шутят: "Вполне президентский возраст!" И в хорошо сшитом костюме, и в ненецкой малице премьер уверенно идет по стезе публичной политики. Между тем рейтинг главы государства хоть и высок, но весьма уязвим. Орудуя аппаратным разводным ключом, Касьянов пытается потеснить ВВП на властном Олимпе. В кабинете намечается передел портфелей в пользу людей премьера. Президент, затерянный в небе над Азией, как будто ничего не видит.
Чувство долга уводит Касьянова в незримый бой
Как стало известно Граням.Ру, только на прошлой неделе (до отбытия Владимира Путина на Дальний Восток) вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф дважды успели пожаловаться президенту на "беспримерное и неприемлемое" усиление полномочий аппарата правительства в ущерб полномочиям федеральных экономических ведомств, предпринятое Касьяновым.