"Иго мое благо, и бремя мое легко"
Открывая заседание кабинета 6 февраля, премьер Михаил Касьянов заявил: "Период с 2003 по 2005 годы должен стать для правительства периодом, когда налоговая реформа окажет положительное воздействие на ускорение экономических процессов". Иными словами, премьер с самого начала обозначил срок начала нового тура налоговых реформ. И этот срок должен наступить раньше, чем планировал Минфин.
Между тем Минфин и Минэкономразвития, пока Касьянов был в отпуске, согласовали дальнейший ход налоговой реформы без него. Выглядело этот так: вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин встретился 2 февраля с президентом Владимиром Путиным и убедил его не снижать налоги не только до завершения президентской выборной кампании, но и в первые два года нового президентского срока. Вооруженный кремлевским мандатом, Алексей Леонидович легко "сломал" своего коллегу, министра экономического развития и торговли Германа Грефа, настаивавшего на снижении налогового бремени. Герман Оскарович, чьи аппаратные позиции в последнее время сильно ослабли, скрепя сердце сжег то, чему поклонялся, на чем настаивал в ходе своих ожесточенных ноябрьско-декабрьских дискуссий с Минфином.
В документах, которые финансисты направили для сегодняшнего рассмотрения на заседании кабинета министров, революционные грефовские идеи по снижению налога на прибыль, НДС, а также единого социального налога (ЕСН) практически отсутствуют. Не то чтобы Минфин запамятовал о прямом пожелании Касьянова в ближайшее время принять решения по снижению этих трех налогов через 1-2 года. Не то чтобы забыл, по каким мотивам глава Белого дома в декабре отправил план налоговых реформ на доработку. В пояснительной записке Минфина утверждалось, что "в целях снижения налогового бремени" когда-нибудь будет снижен ЕСН аж на 5 процентов. А "в случае создания необходимых условий возможна постановка вопроса о снижении НДС на 15—17 процентов". Правда, не ранее 2005 года, а то и 2007-го. Про снижение налога на прибыль, а также про отмену контроля над покупкой жилья в минфиновских предложениях нет ни слова. Единственное принципиальное новшество, появившееся в февральском докладе Минфина по сравнению с его декабрьским вариантом, — понятие "инвестиционной премии". Она должна частично компенсировать отмену инвестиционной льготы по налогу на прибыль и подразумевает право предприятий на ускоренную амортизацию 25 процентов стоимости основных средств производства со сроком полезного использования свыше пяти лет.
Минфин, однако, подсчитал, что "инвестиционная премия" (предполагается, что она будет введена в 2004 году) обойдется бюджету в 0,35 процента ВВП, и предлагает компенсацию за счет "некоторого увеличения фискальной нагрузки на сырьевой сектор экономики". На Ильинке вообще скрупулезно продумали вопрос об увеличении налоговых поступлений в бюджет. Уже в 2004 году должны будут вступить в силу новые ставки налогов на имущество. Земельный налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, имущественный — на базе рыночной цены жилья и пр. Иными словами, "деньги на кон, отец дьякон". Не повезет, судя по всему, еще и отдельной группе граждан — курильщикам. В 2004 году акцизы на табак планируется повысить на 20-25 процентов.
Так вот, глава правительства 6 февраля показал своим министрам, а заодно и Кремлю, кто в Белом доме хозяин. Непосредственно накануне заседания кабинета, по сведениям Граней.Ру, Касьянов провел несколько встреч с Кудриным, Грефом и первым замминистра финансов Сергеем Шаталовым, ответственным докладчиком по данной теме. Всем им было предписано существенно поменять концепцию реформы. Перелицовка далась первому замминистра Шаталову довольно легко. По сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в правительственном аппарате, позиции самого Кудрина в Минфине не столь уже бесспорны. Большинством финансовых потоков там заправляют тот же Шаталов и другой первый замминистра – Алексей Улюкаев. Не особо при этом оглядываясь на мнение министра и вице-премьера. Шаталов отвечает за блок госдоходов, а Улюкаев – за межбюджетные отношения (то есть за раздачу трансфертов регионам). Возведенные Кудриным в ранг первых заместителей министра Сергей Вязалов и Татьяна Голикова пока не смогли составить эффективный противовес "самостийникам".
Сам Касьянов на заседании правительства предложил отказаться от формирования федеральных бюджетов со значительным профицитом ради дальнейшего снижения налогового бремени. Министерства, отметил он, по-прежнему предлагают проектировать бюджетные законы на предстоящие годы "с существенным профицитом".
По словам Касьянова, за последние три года налоговое бремя на экономику снизилось на 3 процента ВВП – "это немало, но и недостаточно для ускорения темпов экономического роста". Сократился налог на прибыль, отменены оборотные налоги. Однако вместе со снижением ставки налога на прибыль были отменены льготы для предприятий, реинвестирующих свою прибыль, а налогообложение фондов оплаты труда посредством единого социального налога (ЕСН) ещё больше загнало бизнес в тень. Касьянов поручил профильным министерствам рассмотреть возможность снижения ЕСН уже с 2004 года. Однако предпринимателям рано праздновать победу.
Как заявил Шаталов, для снижения ЕСН со следующего года может быть использован финансовый резерв. Но при условии, что цены на нефть продержатся на уровне выше $21,5 за баррель дольше, чем изначально рассчитывали проектировщики бюджета. Потому что если не продержатся, в финансовом резерве к началу 2004 года вряд ли получится много денег – все уйдет на выплату внешних долгов. А потери бюджета от снижения ЕСН оцениваются Минфином в зависимости от ситуации в 100-176 млрд рублей. Учитывая все это, к 27 февраля будет подготовлен законопроект о снижении ЕСН, в котором будет оставлена пустая дата для сроков снижения налога. В апреле, когда нефтяная конъюнктура прояснится, правительство примет окончательное решение о сроках снижения налога. То есть в 2004 году, может быть, ничего и не получится.
Меняется и схема налогообложения по ЕСН. Действующая сейчас базовая ставка в 35,6 процента от фонда оплаты труда будет применяться лишь в отношении зарплат не выше 50 тыс. рублей в год. Если же годовая зарплата выше, сразу начинает действовать ставка в 15 процентов. Сейчас регрессия рассчитывается по довольно сложной схеме, и такой низкой ставки в этой схеме нет.
В зависимости от сроков снижения ЕСН будет снижаться и НДС: если первый получится снизить в 2004 году, то второй – в 2005-м. А если первый в 2005-м, тогда второй, соответственно, в 2006-м – до 15-17 процентов.
"В принципе Касьянову бы хотелось, чтобы олигархи его больше любили за содействие снижению налогов, – разъяснил Граням.Ру ответственный чиновник Минфина. – Но радикально снижать налоги не готов уже Кремль. Выходит та же история, что и с пошлинами на иномарки. Или с инвективами Михаила Михайловича по адресу нефтяников, предлагающих построить свои частные трубопроводы. Касьянов сначала говорит жесткое "нет" тем лоббистам, которые на этом настаивают, – соответственно, Грефу, Клебанову, Христенко. А потом начинает уже самостоятельно "разруливать" эти вопросы. В итоге налоги радикально не снизят, но некоторые выгодные друзьям премьера позиции будут "отбиты". Пошлины на иномарки уже повышают, как того хотели купившие автопром олигархи-"металлисты". Будут и частные трубопроводы, как того хотят Ходорковский и Абрамович. Касьянов по политическим мотивам говорит одно, а делает другое".
Статьи по теме
"Иго мое благо, и бремя мое легко"
Накануне заседания правительства 6 февраля глава Минфина и Минэкономразвития Кудрин и Греф договорились налоги особо не снижать. Открывая это заседание, вернувшийся из отпуска премьер Касьянов заявил, что главная задача российского правительства в сфере налогов – дальнейшее снижение налогового бремени. Для неискушенного наблюдателя это выглядит более чем странно. Посвященные понимают: дело не в налоговой реформе как таковой. Просто хозяин Белого дома вернулся и начал "разводку" подчиненных.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Богатые тоже заплачут
Дела с бюджетом, надо думать, обстоят настолько блистательно, что в Белом доме подумывают об увеличении имущественных налогов. Не успел премьер Касьянов отбиться от олигархов, потребовавших снизить налоговое бремя, как ведомство Грефа и Минфин признались, что прорабатывают установление 2-процентнойй ставки налога на имущество физлиц. Если вы представитель среднего класса, живете в столице и имеете трехкомнатную квартиру, дачу и приличный автомобиль, то вам придется платить не менеше 2 тысяч долларов в год.
Не спи, не спи, наложник
В России нет понятия о кредитной истории. Но зато нет и по-американски беспристрастной налоговой вертикали. С налоговиками всегда можно было договориться полюбовно, не доводя дела до тюрьмы. Можно было - ибо теперь Федеральная служба налоговой полиции предлагает провести "налоговую революцию по-американски". Карать за налоговые грехи конфискацией имущества и тюрьмой. Похоже, в Кремле в преддверии Малых и Больших Выборов намерены радикально устрашить бизнес-сообщество и губернаторов. Для пущей лояльности, надо полагать.
Вторая касьяновская война
Отбывая в Давос, путинский экономический гуру Илларионов вновь камня на камне не оставил от экономической политики Белого дома. И президент больше не делает своему советнику внушений за длинный язык. Похоже, Кремль впервые с весны возобновляет позиционное давление на премьера Касьянова. И это давление станет, по-видимому, главным фоном разворачивающейся предвыборной кампании. Свидетельством тому не только илларионовские эскапады, но и многие другие события истекающего января.
Подробности в статье Ивана Горяева.
Миша президент опять?
8 декабря Михаилу Касьянову стукнет 45. В политэлите шутят: "Вполне президентский возраст!" И в хорошо сшитом костюме, и в ненецкой малице премьер уверенно идет по стезе публичной политики. Между тем рейтинг главы государства хоть и высок, но весьма уязвим. Орудуя аппаратным разводным ключом, Касьянов пытается потеснить ВВП на властном Олимпе. В кабинете намечается передел портфелей в пользу людей премьера. Президент, затерянный в небе над Азией, как будто ничего не видит.