МИД выступает против продажи здания российского торгпредства в Швеции
Москва не признает легитимности решения о продаже здания российского торгпредства в Швеции, говорится в сообщении МИД России. Это негативно скажется на двусторонних отношениях, заявили послу Швеции Веронике Бард Брингеус. Она была вызвана в МИД в связи с решением Стокгольма провести 18 февраля аукцион по принудительной продаже здания.
"К шведскому государству был обращен настоятельный призыв предпринять все надлежащие меры для обеспечения неприкосновенности и безопасности российского представительства в соответствии с обязательствами Швеции по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года", - говорится в сообщении.
Управление делами президента совместно с МИДом будет принимать все необходимые меры для защиты российской собственности за рубежом. Об этом заявил пресс-секретарь управделами Виктор Хреков, сообщает РИА Новости. Он подчеркнул, что для этого "используются все необходимые меры, находящиеся в правовом поле".
Речь идет о шестиэтажном здании российского торгпредства в Швеции, расположенном в местечке Лидинге вблизи Стокгольма. В 2010 году здание было арестовано судом Стокгольма для обеспечения требований немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера. Он пытается добиться от России около 5 миллионов евро компенсации за инвестиции, потерянные в 1990-е годы при попытке организовать бизнес в Петербурге. Решение о выплате вынес 7 июля 1998 года Стокгольмский международный коммерческий арбитраж, теперь бизнесмен пытается добиться принудительного исполнения этого решения.
В 2006 году Зедельмайеру удалось отсудить у России здания бывшего советского торгпредства в немецком городе Кельн. В 2008 году Москва выкупила комплекс зданий у Зедельмайера за 2,9 миллиона евро. Комментируя сделку, Зедельмайер уточнил, что российская сторона не выкупила имущество на торгах, а добровольно уплатила сумму долга.
В сентябре и декабре 2013 года Россия выкупила на торгах два земельных участка экс-торгпредства СССР в Кельне за 600 тысяч и 2,11 миллиона евро. Скоро на торги будет выставлен третий участок, расположенный по соседству с многоквартирным домом экс-торгпредста. Аукцион назначен на 6 февраля 2014 года. Оценочная стоимость участка составляет 4 миллиона евро.
Справка
Дело Франца Зедельмайера
В начале 1990-х 44-летний Франц Зедельмайер возглавлял немецко-российское охранное предприятие. Оно, в частности, снабжало милицию формой, бронежилетами и транспортными средствами. Соучредителем этой фирмы выступало ГУВД Санкт-Петербурга.
В качестве своего взноса оно передало фирме право аренды на особняк Мельцера на Каменном острове - особняк, в котором ранее отдыхали советские министры. Немец потратил 2,35 миллиона долларов на его превращение в конференц-центр и место для тренировок сотрудников служб безопасности.
Однако в 1990-е годы деятельность фирмы была объявлена в России незаконной, и вместе с фирмой у Зедельмайера отобрали и особняк - его новым владельцем стала администрация российского президента.
О том, что особняк экспроприируют и планируют использовать под государственную резиденцию, Зедельмайеру по телефону сообщил Владимир Путин, который в то время отвечал в петербургской мэрии за контакты с иностранными бизнесменами.
"Путин посоветовал мне судиться", - говорит Зедельмайер. В 1998 году бизнесмен выиграл в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против российского правительства: арбитраж присудил бизнесмену 2,3 миллиона долларов компенсации потерянных инвестиций.
Поскольку Россия с ним так и не рассчиталась, Франц Зедельмайер решил прибегнуть к той же тактике, что и швейцарская фирма Noga, то есть к аресту российских активов за рубежом.
Бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся - частные охранники выставки не пустили приставов на территорию.
Суды Германии решение арбитража признали и попытались обратить взыскание на российскую госсобственность, находящуюся в Кельне.
Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе - немецкие суды решили, что дом используется в "суверенных целях" (то есть для государственной деятельности, в данном случае - внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.
Ранее притязания Зедельмайера на российскую собственность в Швеции ограничились арестом дивидендов, которые причитались России от шведского АО "Рус Вуд" (акции принадлежат России). Арест на дивиденды шведские приставы наложили 30 января 2008 года, когда "Рус Вуд" должна была выплатить России около 38 тысяч евро.
По материалам NEWSru.Com
Дословно
Франц Зедельмайер
Сейчас у кремлевской администрации исчерпаны возможности предотвратить продажу имущества с торгов.
"Коммерсант", 20.03.2008