Швейцария разрешила грузовикам с картинами из ГМИИ покинуть страну
Правительство Швейцарии разрешило грузовикам с картинами московского Музея имени Пушкина покинуть швейцарскую территорию. Об этом сообщает в среду "Эхо Москвы".
Как сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель федерального департамента иностранных дел Ларс Кнухель, постановление правительства вступает в силу с момента его объявления, то есть немедленно. Кантональным и федеральным властям вменяется в обязанность обеспечить его выполнение.
Как рассказал в интервью Интерфаксу советник-посланник посольства России в Швейцарии Юрий Соловьев, соответствующее постановление было принято на специальном заседании правительства Швейцарии.
Власти применили статью 184 швейцарской Конституции. Она дает правительству право в исключительных случаях вторгаться в компетенцию нижестоящих органов власти, а также судебной власти в целях защиты национальных интересов.
54 картины, страховая стоимость которых оценивается в 1 миллиард долларов, были арестованы по запросу компании Noga. Решение разослал судебный пристав кантона Валэ. Всего было арестовано шесть грузовиков, один в Женеве, три в Базеле и два - в Мартини.
Позже ГМИИ обнародовал названия части из 54 арестованных картин. Это, в частности, "Ринальдо и Армида" Пуссена, "Юпитер и Калисто" Буше, "Скала в Этрете" и "Куст сирени" Моне, "Мороз в Лувесьенне" Сислея, "Танцовщицы на репетиции" и "Балерины" Дега, "Жанна Самари" Ренуара, "Берега Марны" Сезанна, "Кабачок" Мане, "Волна" Курбе, "А, ты ревнуешь?" Гогена.
Российская сторона заявила, что картины находятся в опасности: поначалу швейцарские власти отобрали у водителей грузовиков ключи, из-за чего было отключено специальное кондиционирование. Начальник управления современного художественного наследия Федерального агентства по культуре и кинематографии Анна Колупаева заявила, что если в ближайшее время не будет снят арест, то картины начнут разгружать и разместят на складах в Швейцарии.
Впрочем, позже представитель российского посольства в Швейцарии Игорь Петров заявил, что в грузовиках включили кондиционирование воздуха.
Незадолго до сообщения о снятии ареста представитель генерального консульства России в Женеве Дмитрий Межауров сообщил, что все арестованные картины будут пока храниться Женеве. Консул сообщил, что три фуры с картинами, стоявшие в швейцарском Базеле, выехали в Женеву.
"Было признано целесообразным, чтобы все картины были вместе, их не разделять, чтобы все это хранилось на одном складе", - сообщил российский дипломат РИА "Новости".
По его словам, склад расположен в женевском районе Жонксьон. "Это очень защищенное по самым последним технологиям хранилище, соответствует всем современным способам защиты, как электронной, так и физической. Там поддерживается оптимальная температура и влажность, которые согласованы с сотрудником музея, который сопровождает картины", - сказал Межауров.
По его словам, картины будут находиться в подземных сейфах, которые приспособлены для хранения ценных грузов.
Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов назвал инцидент "одной из тех попыток, которые бросают тень на доброе и хорошее отношение, мешают тем контактам, которые развивают наши музеи". "Такого рода инсинуации наводят на мысли о том, что надо сделать паузу в подобных контактах", - сказал он.
В начале февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы Noga, требующей возмещения Россией убытков в связи с расторжением договора о бартерных поставках продовольствия и товаров народного потребления в обмен на нефтепродукты, вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в 23 миллиона долларов.
В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы Noga против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.
"Мы признаем решение Стокгольмского арбитража 1997 года, вынесенное в пользу Noga, и неоднократно предлагали выполнить его на условиях урегулирования коммерческой задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов", - сказал в среду министр финансов России Алексей Кудрин.
Дословно
Борис Грызлов
Не хочу обсуждать детали этого дела хотя бы потому, что своими исками к России компания Noga уже давно приобрела скандальную репутацию.
Они интернациональны, как интернационально искусство вообще. Вы посмотрите, какие на этой выставке были полотна: Ренуар, Дега, Пикассо, Пуссен. Эти картины хранятся в России, в Москве, однако это достояние всех граждан планеты. И они неприкосновенны.
РИА "Новости", 16.11.2005
Сергей Миронов
Кроме слов искреннего возмущения, ничего нет. Наша позиция - бить по рукам тех, кто пытается решить частные корпоративные интересы за счет не только интересов нашего государства, но и за счет отношений на международном уровне между нашими государствами.
РИА "Новости", 16.11.2005
Ирина Антонова
Как художественные произведения могут стать заложниками каких бы то ни было комбинаций - политических, экономических и других? Этого не может быть.
"Эхо Москвы, 16.11.2005