новость Те, у кого нет миллиарда

Минюст отказался отчитаться о многомиллиардном зарубежном финансировании НКО
29.05.2013
Юрий Джибладзе. Фото из личного Facebook

Юрий Джибладзе. Фото из личного Facebook

Минюст России отказался предоставить российским правозащитниками данные об объемах зарубежного финансирования российских некоммерческих организаций. Как сообщил президент российского Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, в официальном ответе ведомства на письмо за подписью десятков руководителей российских НКО сообщается, что данные об иностранном финансировании НКО были получены Минюстом из Росфинмониторинга и они относятся к данным "для служебного пользования".

5 апреля в интервью немецкой телерадиокомпании ARD Владимир Путин заявил, что 654 неправительственные организации за четыре месяца после принятия Госдумой закона об НКО получили на свои счета из-за границы 28,3 миллиарда рублей, т.е. почти 1 миллиард долларов. Позднее эти данные были повторно озвучены Генпрокуратурой. Представитель ведомства Марина Гриднева подчеркивала: "Эти цифры документально подтверждены".

В своем письме президенту правозащитники писали: "Мы также считаем, что общество имеет полное право знать о том, какие организации, в каких объемах и на что получают поддержку, в том числе из-за рубежа. Для этих целей мы, как и другие некоммерческие организации, размещаем в публичном доступе на сайте Министерства юстиции ежегодные отчеты о своей деятельности, включая полные данные о средствах, поступающих из-за рубежа. С этими данными может ознакомиться любой желающий.

Но поскольку прозвучавшие в вашем интервью цифры по меньшей мере в десятки раз превышают наши представления об объемах иностранной поддержки российским НКО, то нам и самим хотелось бы знать, что же это за организации, получающие такие деньги.

Мы отдаем себе отчет в том, что у вас может быть иная информация из каких-то специальных источников. Учитывая общественный интерес к этому вопросу, убедительно просим Вас дать распоряжение безотлагательно опубликовать полные списки названных 654 НКО с указанием сумм, полученных ими за последние четыре месяца, и на какую деятельность эти средства были получены".

12 апреля авторы письма получили ответ из отдела по работе с обращениями граждан и организаций администрации президента. В нем сообщалось, что обращение передано в Министерство юстиции "в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных в нем вопросов".

"Даже если исходить из презумпции невиновности и предположить, что эти цифры не просто взяты с потолка, а действительно получены из Росфинмониторинга, наверняка среди 654 НКО, упомянутых президентом в интервью, есть организации, не имеющие никакого отношения к гражданскому обществу и всего лишь имеющие юридическую форму НКО. Таких, например, немало среди госкорпораций, успешно получающих средства из-за рубежа. В прессе сообщалось и о получении отделениями Фонда поддержки "Единой России" финансирования от оффшорных компаний за рубежом. Эти фонды - тоже НКО, и имеют право получать иностранное финансирование, в отличие от самих политических партий. Однако президент ясно дал понять, что он говорит о правозащитных, антикоррупционных и других независимых некоммерческих организациях и в этом же интервью, еще до завершения проверок и вынесения судебных решений, заявил, что они все занимаются "внутриполитической деятельностью", - написал Джибладзе в своем блоге.

Массовые проверки некоммерческих организаций на предмет получения ими финансирования из-за рубежа проводятся в России с марта текущего года. 14 мая Совет при президенте по правам человека объявил о том, что со стороны надзорных органов при проверках допускаются многочисленные нарушения. Правозащитники установили, что "проверки проводились без должных правовых оснований" и "вне установленного законом порядка осуществления государственного федерального надзора за деятельностью НКО".

В результате проверок множество российских правозащитных организаций получили требование зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Ряд из них, в том числе Антидискриминационный центр "Мемориал", ассоциация "Голос" и "Левада-Центр" отказались регистрироваться в этом качестве и оспорили решение надзорных органов в суде.

17 мая в поддержку российских НКО выступили деятели культуры. В письме, которое подписали писатели Борис Акунин, Сергей Гандлевский и Лев Рубинштейн, музыкант Борис Гребенщиков, актрисы Лия Ахеджакова и Вера Васильева, журналист Светлана Сорокина, кинорежиссер Олег Дорман, художник Андрей Бильжо и многие другие, отмечалось, что сложившаяся ситуация вокруг НКО чревата печальными последствиями. Проводимую кампанию авторы письма рассматривают как попытку повесить на организации ярлык "иностранного агента" и считают, что это "несправедливо и нечестно". Закон об "иностранных агентах" в ходе визита в Россию 22 мая осудил генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. о его мнению, защита прав человека, демократических свобод не должна расцениваться как политическая деятельность. Ягланд подчеркнул, что возбужденные против НКО дела могут дойти до ЕСПЧ.

По результатам опросов Левада-центра, проведенных в апреле, о проверках НКО знают 39 процентов жителей России. Положительно оценивают деятельность НКО 19 процентов опрошенных, 18 считают, что они приносят больше вреда, чем пользы. 41 процент считает, что НКО не приносит ни вреда, ни пользы либо что приносимая польза уравновешивается вредом. Для 44 процентов жителей страны источник финансирования НКО имеет важное значение, 42 не придают ему серьезного значения или вообще не интересуются этим.

При этом 62 процента респондентов считают, что западные страны стараются через финансируемые ими НКО усилить влияние на внутреннюю российскую политику или даже ведут борьбу с российским государством. Лишь 8 процентов считают, что целью Запада является поддержка российского гражданского общества. 12 процентов опрошенных уверены, что никаких целей нет, а российские НКО поддерживается наряду с другими по стандартным международным программам.

В праве получать из-за рубежа средства организациям, занимающимся правозащитой и критикующим власть, отказывают 56 процентов опрошенных. 20 процентов придерживаются противоположного мнения. Примерно то же соотношение по вопросу применения жестких санкций к НКО, не желающих регистрироваться в качестве "иностранных агентов" - 53 против 20.

29.05.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме