новость Пиотровский выступил против передачи музейных экспонатов церкви

02.02.2010
 	 Михаил Пиотровский - директор Эрмитажа. Кадр НТВ

Михаил Пиотровский - директор Эрмитажа. Кадр НТВ

Люди, выступающие за упрощение процедуры передачи музейных экспонатов церкви, воспринимают материальную культуру как недвижимость, а духовную - как имущество, считает директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский. Об этом он написал в газете "Время новостей". По их мнению, инициаторы поправок не понимают, что "культурное наследие и есть духовность нации", и воспринимают музеи "как склад, полезный для удовлетворения разных своих амбиций и интересов". О том, чтобы процесс реституции церковной собственности нужно ускорить, а также придать ему правовые рамки, 5 января на встрече с патриархом Кириллом заявил премьер-министр Владимир Путин.

Пиотровский подчеркивает, что религия и культура не противостоят друг другу и музеи и церковь "институционально хранят и развивают духовное наследие народа и человечества". По мнению директора "Эрмитажа", музеям и церкви надо договариваться напрямую, без посредников. "Посредники нередко хотят замолить собственные грехи за чужой счет или использовать духовную энергию религии и культуры в целях весьма приземленных", - отмечает он. Историю со временным перемещением иконы Торопецкой Богоматери из Русского музея в подмосковных храм показывает только силу денег, считает Пиотровский. "Если по прихоти богатого верующего можно изъять из национального музея древнюю и хрупкую икону, которую вполне можно заменить освященным списком, значит, можно все, значит, можно превращать святыню в недвижимость", - полагает он.

"Обращает на себя упорное желание изъятия экспонатов именно из музеев, где они лежат в целости и безопасности", - отмечает Пиотровский. Однако, по его данным, из церквей ценности попадают в частные коллекции и "непонятным образом" вывозятся за границу. "Казалось бы, государственный аппарат мог бы потратить силы, средства и влияние на то, чтобы, возвращая эти иконы, компенсировать свою вину перед церковью. Но, увы, происходит обратное: власть переключилась на музеи своей страны", - пишет он. Также у него создается впечатление, что "церковь будто бы участвует в новой атаке на общественное культурное достояние". "Это вызывает глубокое сожаление и может нанести урон самой церкви, возродив самые печальные стереотипы, связанные с ее образом в русской истории и культуре", - пишет директор "Эрмитажа".

Пиотровский подчеркивает, что нельзя представлять передачу церкви госимущества как восстановление справедливости. По его словам, "разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви". Глава Эрмитажа понимает, что сейчас церковь стала важнейшим общественным институтом, она востребована властью и ей нужны помещения, храмы и ритуальные предметы. "Для этого совершенно нет нужды разорять музеи, - считает Пиотровский. - Можно строить новые церкви и здания для церкви или как компенсацию за то, что церкви передается. Нужно и можно делать копии вещей, хранящихся в музеях, покупать старинные иконы у коллекционеров и торговцев по всему миру."

Законопроект о передаче госимущества религиозным организациям готовился Министерством экономического развития с 2007 года. Несмотря на отсутствие такого закона, возвращение церковной собственности их бывшим хозяевам уже происходило. Так, за последние 15 лет РПЦ получила в собственность более сотни храмов на основании только распоряжений правительства. Недавно было принято постановление, в соответствии с которым РПЦ сможет получить не только федеральную, но и региональную собственность.

Согласно новому законопроекту, чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой, в которой она должна "доказать свое право на получение имущества". Пока такой орган не определен, но в правительстве предполагают, что, скорее всего, им станет Росимущество.

Речь в законопроекте идет не только о возврате храмовых комплексов и земель, но и имущества, которое относится к музейным предметам и коллекциям из музейного фонда России, а также архивных документов. Церковь не сможет претендовать только на особо ценные объекты – памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля; всего таких объектов около двадцати).

02.02.2010


новость Новости по теме